Опросник межличностных отношений (омо) в.шутца. Опросник межличностных отношений А
Опросник межличностных отношений является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO-B американского психолога В. Шутца. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в парах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности.
- Возраст испытуемых: начиная с юношеского.
- Заданий: 54.
- Время проведения: 15 – 20 минут.
- Область применения: консультативная, психотерапевтическая и коммерческая сферы.
Пример результатов тестирования скачать файл .
Скачать демо-версию – работает как обычная, но не показывает результаты тестирования.
Скачать инструкцию по установке.
Методика предназначена для использования дипломированными психологами, а также врачами, имеющими психологическую подготовку.
Программа "Пси-Профиль" предназначена для автоматизированного психологического тестирования взрослых и детей. Позволяет вести базу данных по проведенным исследованиям, делать выборки по заранее сформированным запросам, распечатывать и сохранять полученные результаты.
Обратите внимание:
Программа "Пси-Профиль" рассчитана исключительно на Windows (XP, 7, 8 или 10). Обязательно наличие USB порта (программа не работает на телефонах или планшетах).
Купив «Пси-Профиль», Вы получаете ключ-флешку с дистрибутивом. «Пси-Профиль» можно установить на неограниченное количество компьютеров, но для функционирования программы требуется наличие флешки в USB-приводе компьютера в момент запуска. После запуска программы, флешку можно извлечь и запустить программу на другом компьютере.
Чтобы докупить тесты Пси-Профиля, нет надобности приобретать новую флешку. Достаточно оформить заказ в интернет-магазине, оплатить его электронными деньгами, в комментарии написать, что у вас уже есть флешка Пси-Профиля и указать серийный номер и, желательно, дату покупки. Мы найдём Ваш заказ и вышлем Вам на почту новый ключ, активирующий дополнительные тесты.
Системные требования программы: 100 Мб на жестком диске и 32 Мб оперативной памяти.
Полноэкранное представление достигается при разрешении как минимум 800х600, однако рекомендуется режим 1024х768 HighColor.
Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Опросный лист ОМО
Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________
Возраст ________ Дата обследования______________________________________
Дополнительные сведения _________________________________________________________
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
(1) Обычно
(3) Иногда
(4) По случаю
(6) Никогда
1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь членом различных групп.
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди людей.
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь другим.
15. Стараюсь избегать одиночества.
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.
Относиться к:
(1) Большинству людей
(4) Нескольким людям
(2) Многим
(5) Одному двум людям
(3) Некоторым людям
(6) Никому
17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
25. С другими веду себя холодно и безразлично.
26. Легко подчиняюсь другим.
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.
Относиться к:
(1) Большинству людей
(4) Нескольким людям
(2) Многим
(5) Одному двум людям
(3) Некоторым людям
(6) Никому
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
(1) Обычно (2) Часто
(3) Иногда (4) Случайно
(5) Редко (6) Никогда
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
54. В обществе руковожу ходом событий.
Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)
Опросник межличностных отношении (ОМО) является русскоязычной адаптацией
FIRO-B, опросника В. Шультца. Опросник сконструирован так, что позволяет:
а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;
б) предсказать социальные интеракции.
С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и благодаря комбинации индивидуальных индексов позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами.
Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения вданной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него
Таким образом, опросник состоит из 6 шкал и включает 54 вопроса. Обследование занимает 15 - 20 минут. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся им в специальный регистрационный бланк, а затем обрабатываются с помощью специального «ключа». Любое совпадение с «ключом» дает 1 балл.
Названия и символы шкал ОМО (шесть основных шкал опросника)
Включение
Выраженное поведение
Iе — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.
Требуемое поведение
Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
Контроль
Выраженное поведение
Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных; беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.
Требуемое поведение
Cw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
Выраженное поведение
Ае – стремлюсь быть в близких, доверительных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Требуемое поведение
Аw–стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими чувствами.
Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e+w) и противоречивости межличностного поведения (e-w) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициентысовместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.
Опросник к методике ОМО
Инструкция: опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в регистрационном листе напротив порядкового номера вопроса. Будьте как можно более внимательны.
Варианты ответов:
-
По случаю.
Стремлюсь быть вместе со всеми.
Предоставляю другим решать о том, что необходимо будет сделать.
Становлюсь членом различных групп.
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
Стремлюсь задействовать других в своих планах.
Стараюсь быть среди людей.
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
Легко подчиняюсь другим.
Стараюсь избегать одиночества.
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться.
Варианты ответов:
Относится к:
Большинству людей.
Многим людям.
Некоторым людям.
Нескольким людям.
Одному-двум человекам.
Стремлюсь относиться к другим приятельски.
Предоставляю другим решать, что необходимо будет сделать.
Мое личное отношение к окружающим холодное и безразличное.
Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.
Стремлюсь иметь близкие отношения с другими.
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
Позволяю другим судить о том, что я делаю.
С другими веду себя холодно и безразлично.
Легко подчиняюсь другим.
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых Ваше поведение распространяется.
Варианты ответов:
Относится к:
Большинству людей.
Многим людям.
Некоторым людям.
Нескольким людям.
Одному-двум человекам.
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
Варианты ответов:
-
Случайно.
В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
В обществе стараюсь руководить ходом событий.
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
В обществе руковожу ходом событий.
Регистрационный лист к методике ОМО
Организация
Порядковый номер по списку
Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation), разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе.
Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.
Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содерд;ит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опроснике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы.
В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.
Теоретические основы
В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: "включения", "контроля" и "аффекта". Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии ребенка со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности "включения" зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность "контроля" зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях "родитель-ребенок" на свободу или контроль; потребность "аффекта" зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным, недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения в межличностных контактах. Сформированные в детстве, эти способы поведения продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичные особенности ориентации индивида в социальной среде.
В. Шутц выделяет три типа "нормального" межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным, степени удовлетворения соответствующих потребностей:
- Дефицитарное поведение, предполагающее, что индивид прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
- Чрезмерное - индивид постоянно пытается, во что бы то ни стало удовлетворить потребности;
- Идеальное поведение - потребности адекватно удовлетворяются.
Характеристика основных межличностных потребностей и типов межличностного поведения
Потребность "контроля"
Для каждой области описано также патологическое поведение. Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В.Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.
- Социально дефициентный тип. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.
- Социально чрезмерный тип - экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.
- Социально выровненный тип - индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.
- Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.
Потребность "включения"
Потребность "включения" - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, извести истиц одобрения. Быть человеком, непохожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности "включения". Оспенным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения "родитель-ребенок" могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родителя игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранить.
Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке:
Люди, которые доминируют лад другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения.
- Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих. В отношениях "родитель-ребенок" может быть два экстремальных варианта. От сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок все решал самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он не способен справиться с ситуацией в критический момент и стремится преодолевать этот страх либо доминированием над остальными притом подчиняясь правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой. В зрелом возрасте диагностируются следующие типы поведения в области контроля.
- Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению,отказ от власти ("абдикрации") и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно - последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что мало способен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.
- Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя
- Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.
- Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.
Потребность в "аффекте"
Она определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. На эмоциональном уровне она проявляется в способности индивида любить других людей и в осознании того, что он любим другими в достаточной степени, что он достоин любви. Данная потребность обычно касается личных эмоциональных отношений между двумя близкими людьми (парных взаимоотношений) и ведет к поведению, направленному на эмоциональное сближение с партнером или партнерами. В детстве, если воспитание ребенка было неадекватным в эмоциональном плане, может сформироваться чувство страха, которое индивид в последствии может попытаться преодолеть различными способами, вырабатывая соответствующие типы поведения.
- Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. "Утонченный метод" - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни "включения", заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной личности.
- Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми чет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его мог, отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются силь¬ной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.
- Чувственно уравновешенный тип - индивид с позитивным опы¬том в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отделенность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.
- Патология. Трудности в эмоциональной области обычно ведут к неврозам.
Процедура проведения
Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается.
Инструкция
Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.
Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.
Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
Обработка результатов
Результаты опроса оцениваются при помощи "ключа". Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале.
Ключ
Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.
Ie | Ce | Ае | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | 1, 2, 3, 4 | 30 | 1, 2, 3, 4 | 4 | 1, 2 |
3 | 1, 2, 3, 4, 5 | 33 | 1, 2, 3, 4 | 8 | 1, 2 |
5 | 1, 2, 3, 4, 5 | 36 | 1, 2, 3 | 12 | 1 |
7 | 1, 2, 3 | 41 | 1, 2, 3, 4, 5 | 17 | 1, 2, 3 |
9 | 1, 2, 3 | 44 | 1, 2, 3, 4 | 19 | 3, 4, 5, 6 |
11 | 1, 2 | 47 | 1, 2, 3, 4, 5 | 21 | 1 |
13 | 1 | 50 | 1, 2 | 23 | 1 |
15 | 1 | 53 | 1, 2, 3, 4 | 25 | 3, 4, 5, 6 |
16 | 1 | 54 | 1, 2, 3 | 27 | 1 |
Iw | Cw | Aw | |||
28 | 1, 2 | 2 | 1, 2, 3, 4, 5 | 29 | 1 |
31 | 1, 2 | 6 | 1, 2, 3 | 32 | 1, 2 |
34 | 1 | 10 | 1, 2, 3 | 35 | 5, 6 |
37 | 1 | 14 | 1, 2, 3 | 38 | 1, 2, 3 |
39 | 1 | 18 | 1, 2, 3, 4 | 40 | 5, 6 |
42 | 1, 2, 3 | 20 | 1, 2, 3, 4 | 43 | 1 |
45 | 1, 2, 3 | 22 | 1, 2, 3, 4 | 46 | 4, 5, 6 |
48 | 1, 2, 3, 4 | 24 | 1, 2 | 59 | 1 |
51 | 1, 2, 3 | 26 | 1, 2 | 52 | 5, 6 |
Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.
Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (e + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (e - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей.
Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное поведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид K = +
Интерпретация результатов
Общий ход интерпретации данных целесообразно осуществлять, следующем порядке.
Прежде всего, анализируются оценки, полученные по основным шкалам. Характеристика поведения субъекта дается на основании следующих описаний:
- Ie - выраженное поведение в области "включения" . Высокие значения но этой шкале означают активное стремление человека принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей; стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес. Низкие значения говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.
- Iw - требуемое поведение в области "включения" . Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать у частое в их делах, "приглашали", прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого. Низкие значения предполагают, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.
- Се - выраженное поведение в области "контроля" . Высокие значения свидетельствуют о стремлении индивида контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкие - показатель того, что индивид активно избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.
- Сw - требуемое поведение" в области "контроля" . Высокие значения отражают потребность индивида в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, говорят о нежелании брать и, а себя ответственность. Низкие значения предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.
- Aе - выраженное поведение в области "аффекта" . Высокие значения отражают стремление человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства. Низшие - показатель большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.
- Aw - требуемое поведение в области "аффекта" . Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения.
Количество баллов, которое может быть набрано по каждой из шести шкал опросника, колеблется от 0 до 9. От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний;
- 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, при этом поведение индивида приобретает компульсивный характер;
- 2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, поведение индивида может быть описано в соответствующем направлении;
- 4-5 - пограничные баллы и в поведении человека могут наблюдаться тенденции, характерные как для высокого, так и для низкого уровня.
Для более точной оценки полученных результатов необходимо учитывать нормативные данные соответствующей популяции. Интерпретация результатов осуществляется на основе описанных ранее характеристик потребностей и типов межличностного поведения. Кроме того, оценки по отдельным шкалам не должны интерпретироваться отдельно друг от друга. Способ ориентации индивида в той или иной области значительно влияет (позитивно или негативно) на его межличностную активность в других областях. Например, сильное желание создать близкие эмоциональные отношения (высокое А) может быть блокировано неспособностью субъекта устанавливать контакт (низкое I).
Далее осуществляется интерпретация индексов. Индекс объема интеракций (e + w) в каждой из областей I, С, А характеризует психологически предпочитаемую человеком интенсивность контактов, отражающую в целом интенсивность поведения, направленного на удовлетворение соответствующей межличностной потребности. Значения индекса могут варьировать от 0 до 18.
Межличностная ориентация индивида внутри каждой области I, C, E - определена разницей между выраженным (е) и требуемым (w) поведением и выражается в определенном значении индекса противоречивости межличностного поведения , которое может варьировать от о до 9. Чем больше его величина, т.е. чем больше разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением, тем больше вероятность внутренних конфликтов и фрустрации в данной области.
При интерпретации коэффициентов взаимной совместимости необходимо исходить из соответствующих теоретических представлений В теории В. Шутца совместимость трактуется как такая особенность отношений.между двумя и более людьми, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей. Людой индивид в каждой межличностной области желает вести себя определенным образом и допускает, чтобы партнеры вели себя по отношению к нему определенным образом. Взаимная совместимость предполагает, что выражаемое поведение одного члена диады должно соответствовать требуемому поведению другого члена, и наоборот. То есть для определения меры взаимного удовлетворения межличностных потребностей необходимо принять во внимание следующее: выражает ли индивид А поведение, требуемое индивидом Б; удовлетворяет ли индивида А по¬ведение, выражаемое индивидом Б. Взаимная совместимость может быть представлена количественно, если сравнивать интенсивность по ведения с точки зрения е и w. Коэффициент совместимости достигает оценок от 0 до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде.
Опросник межличностных отношений
(FIRO - b – Опросник интерперсональной ориентации)
1. Й. Кожены (Опросник для измерения интерперсональной ориентации взрослых);
2. А. А. Руковишников (Опросник межличностных отношений).
Литература:
Schutz W. C. FIRO Awareness Scale Manual. Consulting Psychologogists., Inc., 1978.
Gluck A. Psychometric Properties of FIRO-b. Consulting Psychologogists., Inc., 1983.
Руковишников А. А. Опросник межличностных отношений. – НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1992. – 47 с.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 167 – 172.
FIRO-b является сокращенным названием для оригинальной авторской методики «Fundamental Interpersonal Relations Orientation (behaviour)» («Основная ориентация интерперсональных отношений /поведения/»). В основе методики, разработанной в 50-х гг. ХХ века, лежит трехфакторная теория интерперсонального поведения Вильяма С. Шутца. и исходит из его предложения о том, что поведение индивида обусловлено его социальной ориентацией по отношению к другим людям (т.н. «интерперсональностью»).
Интерперсональная теория Шутца включает в себя следующие постулаты:
Постулат интерперсональных потребностей. Для каждого человека характерны три межличностные потребности – включения, контроля и аффекта, на основе которых человек выбирает формы интерперсонального поведения.
Постулат континуума отношений. Индивид в своих отношениях к другим людям реализует опыт межличностных отношений, полученный в детстве. Восприятие собственной позиции в межличностных отношениях влияет и на формы его межличностного поведения.
Постулат совместимости касается эффективности диады или группы. По мысли автора, не только более совместимые группы являются и более эффективными, но и люди будут более совместимыми, когда работают в гармонии.
Постулат развития группы. Формирование группы отличаются несколькими фазами: в плоскости взаимодействия групповое развитие начинается «включением», продолжается «контролем» и заканчивается «аффектом». В случае распада группы имеется обратное развитие – начинается «аффектом», продолжается «контролем» и заканчивается «включением».
Согласно теоретическим взглядам и гипотезам В. С. Шутца:
интерперсональное поведение индивида является результатом его детского опыта взаимодействия с другими людьми и, прежде всего, – с семьей,
интерперсональное поведение индивида можно объяснить на основании соотношения трех потребностей – включения, контроля и эффекта.
В зависимости от межличностных отношений, существующих между родителями и детьми, наступает или не наступает удовлетворение врожденных межличностных потребностей индивида. На основании этого можно определить три типа межличностного поведения для каждой области интерперсональных потребностей:
1) дефицитное поведение
2) эксцессивное поведение – индивид постоянно старается удовлетворить свою потребность,
3) идеальное поведение – потребности удовлетворяются,
4) патологическое поведение.
Негативный опыт из детства приводит к поведению первого, второго и четвертого типа, в то время как позитивный опыт межличностных отношений порождает третий тип поведения.
В рамках отдельных потребностей (и соответствующего им социального поведения) В. Шутц выделяет следующие типы:
Потребность включения – потребность налаживать и поддерживать хорошие отношения с другими. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:
а) социально дефицитный тип / undersokial / - это тип интровертированный, который стремится держаться на расстоянии от других людей и избегает включенности в группу. Одновременно данный тип желает, чтобы другие люди уделяли ему внимание; при этом сам зачастую этому препятствует, избегает контактов, чем теряет возможность проверить собственную поведенческую позицию.
б/ социально эксцессивный тип / oversocial / - это тип экстраверта, предпочитающего контакты с людьми; он сам социально активен и ожидает активности от других. Так же, как и социально дефицитный тип считает, что другие ему уделяют мало внимания, при этом активно его требует к себе и это демонстрирует.
в/ социально уравновешенный тип / social / - это тип с положительным детским опытом, который в общении с людьми не имеет проблем и выбирает адекватные формы взаимодействия. Чувствует, что другие люди интересуются им, и сам тоже способен интересоваться другими.
г/ патология – это результат безуспешно решенных межличностных отношений, часто проявляется в форме регрессивного поведения и психоза.
Потребность контроля – это потребность относится к аспекту власти в межличностных отношениях, это потребность создавать контролируемые и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:
а/ абдикрат /т..н. отказывающийся тип/ – это личность к тенденцией к подчинению, отказу от власти («абдикрации») и отказу от влияния в межличностном поведении. Человек данного типа поведения стремится к подчиненному положению, где не надо брать ответственность за принятие решений. Желает, чтобы люди освободили его от каких-либо обязанностей и обязательств. Подсознательно чувствует себя «невзрослым», неспособным брать на себя ответственность, считает, что другие об этом его «недостатке» знают. Это порождает чувство тревоги и враждебности. Как поведенческую стратегию выбирает пассивный протест (например, отказ от принятия решения для того, чтобы скрыть собственную неспособность к самостоятельным действиям).
б/ автократ – в поведении индивид демонстрирует доминантное поведение, старается подчинить себе других людей. Считает себя компетентным принимать решения и за себя, и за других. Предпочитает иерархическую систему отношений, в которой занимает «вершину». Боится неподчинения, поэтому ищет возможность проявить свое влияние, власть в любых ситуациях.
в/ демократ – с точки зрения интерперсонального поведения идеальный тип, который успешно решает проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Чувствует себя комфортно и в роли подчиненного, и в роли носителя власти. Верит в свои способности и чувствует, что так считают и другие, поэтому ему нет необходимости что-либо доказывать или демонстрировать в своем поведении.
г/ патология – в сфере контроля связана с психологическим отклонением в поведении: индивид отказывается соблюдать нормы взаимодействия и брать во внимание права других людей. Подобная неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.
Потребность аффекта – это потребность создания тесных эмоциональных связей с другими, зачастую проявляющаяся как потребность нравиться, быть любимым. В зависимости от опыта (степени) удовлетворения этой потребности Шутц описывает следующие типы социального поведения индивида:
а/ эмоционально дефицитный тип / underpersonal / – индивид в своем поведении имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. Он – «поверхностно дружеский» тип, который держится от других на расстоянии и считает, что другие делают то же самое по отношению к нему. Боится, что его «нельзя любить», что он «не годен для любви», следовательно, если он завяжет с кем-нибудь близкие отношения – раскроются эти его негативные качества.
б/ эмоционально чрезмерный (эксцессивный) тип / overpersonal / – индивид старается завязывать сильные эмоциональные связи, от других ожидает радушное и доверительное к себе отношение. Пытается сблизиться со всеми. Динамика отношений тут как у предыдущего типа: они оба мотивированы сильной потребностью любви и одновременно боятся «быть нелюбимыми», отвергнутыми. В отличие от предыдущего типа эксцессивный тип старается это изменить прямыми или косвенными средствами.
в/ эмоционально уравновешенный тип / personal / – индивид на основе положительных эмоциональных отношений в детстве адекватно переживает и положительные, и негативные эмоциональные отношения с другими людьми. Способен создавать адекватные межличностные отношения. .
г/ патология – проблемы в этой сфере проявляются чаще всего у индивида в неврозах.
С помощью опросника FIRO-b можно:
оценивать поведение человека в ситуациях межличностного взаимодействия, измерять индивидуальные интерперсональные характеристики, проявляющиеся в общении;
предсказывать характер общения и социального взаимодействия;
оценивать и прогнозировать межличностные отношения между конкретными людьми.
Модифицированный опросник межличностных отношений (ОМО) содержит 54 задания гуттмановского типа, которые представлены в шести шкалах. Отдельные задания оцениваются респондентами по шестибалльной системе оценок. В результате оценки результатов получаем целые числа от 0 до 9 для каждой из шести шкал, которые являются основным показателем исследуемой интерперсональной соответствующей. Из их взаимной комбинации можно получить разные индексы интерперсонального поведения, а также индексы межличностной совместимости в группе.
Процедура опроса и инструкция относительно просты, для работы с опросником и его заполнении респондентами в среднем затрачивается 15-20 минут. Возможно индивидуальное и групповое предъявление опросника Оценка осуществляется с помощью шаблона, для подсчета отдельных индексов приведены соответственные формулы.
По данным А. А. Руковишникова для отдельных шкал ОМО средний коэффициент повторяемости для шкал равен 0,926. Интеркорреляция шкал указывает на статистически значимое отношение между выражаемым и требуемым поведением личности в области включения и аффекта. Коэффициенты корреляций, хотя и сигнификативные, являются относительно низким (от –0,071 до 0,222), при этом констатируется, что тест не содержит полностью независимые шкалы.
Анализ составляющих подкрепляет предположение о том, что шкалы являются однофакторными, что весьма важно в случае гуттмановских шкал. Корреляции метода с 16 PF Кэттела (проверка текущей валидности) были статистически значимыми над 37 %, что является относительно низкой величиной. Ни в одном случаи не оказалось статистически значимой корреляции между шкалами FIRO-b и факторами N, O, QЗ опросника Кэттела. При этом отмечено, что все шкалы FIRO-b отрицательно коррелируют с фактором Q2.
Для обеспечения внешней валидности сравнивалось пять групп здоровой популяции и четыре группы психопатологические (параноики, психопаты, депрессивные больные и тревожные больные). Экспериментально велось наблюдение над группами и в ходе психотерапевтической работы, составленной на основании показателей по некоторым факторам FIRO-b (Ce и Cw) .
По данным исследователей, ОМО применим как в экспериментальной, так и прикладной психологии. Опросник широко применяется в современной психодиагностике для анализа личностной динамики, в консультациях, в семейной терапии, а также для отбора работников, при создании рабочих групп, совместно решающих определенные задачи, при анализе группового развития, при изучении социальных явлений в группе.
Инструкция. «Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом».
текст Опросника
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строки. Пожалуйста, будьте как можно внимательнее.
По случаю |
Ответ |
Утверждение |
|
Стремлюсь быть вместе со всеми. |
||
Предпочитаю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. |
||
Становлюсь членом различных групп. |
||
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы. |
||
Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. |
||
Допускаю, что другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. |
||
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. |
||
Стремлюсь задействовать других в своих планах. |
||
Позволяю другим судить о том, что я делаю. |
||
Стараюсь быть среди людей. |
||
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения. |
||
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно. |
||
Легко подчиняюсь другим. |
||
Стараюсь избегать одиночества. |
||
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение моет распространяться.
Относится к:
Большинству людей |
Многим людям |
Некоторым людям |
Нескольким людям |
Одному-двум людям |
Ответ |
Утверждение |
|
Стремлюсь относиться к другим приятельски. |
||
Представляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. |
||
Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное. |
||
Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий. |
||
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными. |
||
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. |
||
Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими. |
||
Позволяю другим судить о том, что я делаю. |
||
С другими веду себя холодно и безразлично. |
||
Легко подчиняюсь другим. |
||
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. |
||
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо. |
||
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других людей. |
||
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. |
||
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий. |
||
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. |
||
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. |
||
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). |
||
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски. |
||
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:
По случаю |
Ответ |
Утверждение |
|
В обществе стараюсь играть главенствующую роль. |
||
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо. |
||
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. |
||
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. |
||
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности. |
||
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно. |
||
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. |
||
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. |
||
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. |
||
В обществе стараюсь руководить ходом событий. |
||
Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности. |
||
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. |
||
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. |
||
В обществе руковожу ходом событий. |
Обработка и интерпретация результатов
Первичная обработка данных проводится при помощи ключа. В ключе для обработки шкал опросника слева приведены пункты шкал, а справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в 1 балл, при несовпадении – 0 баллов.
Шкала I e |
Шкала C w |
Шкала A e |
|||||
Оценка в баллах |
Оценка в баллах |
Оценка в баллах |
|||||
Шкала I w |
Шкала C e |
Шкала A w |
|||||
Оценка в баллах |
Оценка в баллах |
Оценка в баллах |
|||||