Пенсионный фонд рф 400 закон. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях
Данный закон рассматривает права граждан на формирование страховой пенсии, а также права на ее выплату по наступлению старости. Разработка данного закона произведена основываясь на Конституции Российской Федерации.
Целью ФЗ № 400 является обеспечение защиты прав населения на получения гарантированного пособия по наступления пенсионного возраста, основанного на образование бюджетных средств за счет выплат, которые осуществляют работодатели в части обязательных налоговых отчислений.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В законодательстве четко оговаривается кто именно является застрахованным лицом — это гражданин, имеющий право при выходе на пенсию на получение компенсацию за отработанный трудовой стаж.
Так же важным моментом данного закона является соблюдение условий получение пенсии иностранных граждан и лиц не имеющих гражданства.Закон «О страховых пенсиях» раскрывает понятие страховой пенсии. Она состоит из:
- пенсии по инвалидности;
- пенсии по старости;
- пенсии по потере кормильца.
Основные изменения
Наиболее важные изменения вступили в силу в начале 2020 года, но основную суть они не изменили.
Рассмотрим какие моменты претерпели изменения:
- В статье восемь появился дополнительный пункт 1.1 в конце 2020 года. Данный пункт оговаривает получение страховой пенсии госслужащим по наступлении пенсионного возраста, прописанного в приложение 5.
- 12 статья также претерпела изменения, была дополнена пунктом 1, в котором рассматриваются условия получения пенсии лиц, которые были реабилитированы после привлечения к уголовной ответственности, и ненамеренно отсутствовали на рабочем месте, тем самым прервали свой стаж работы.
- Статья 15 более всего претерпела изменения начиная с января 2020 года:
- В 11 части теперь говорится, что индивидуальный показатель теперь рассчитывается исходя из нормативной базы, касающейся налогов и сборов;
- 12 часть рассматривает годовой коэффициент страхового стажа гражданина;
- Часть 15.1 говорит о праве предоставления пенсии по старости;
- В 18 части говорится об изменении индивидуального пенсионного коэффициента, применяемого в расчетах выплаты пенсии текущим пенсионерам;
- 24 часть регулирует норму необходимого страхового обеспечения для выплаты пенсии по старости.
- В статье 21 оговаривается какими органами производится выплата пенсии;
- В 30 статье изменились периода трудового времени, которые засчитываются в общий стаж.
Видео: Пенсионная система 2015 года
Текст Федерального закона 400 о выплате о страховых пенсиях
- Глава 1 включает в себя следующие положения:
- Статьей один регулируются права граждан, основанные на Конституции РФ, на получение выплаты страховой пенсии;
- Вторая статья рассматривает сопряженные законы, которые касаются пенсионных выплат со стороны государства;
- В третьей статье имеются основные понятия, которые позволяют разобраться в тексте данного закона.
— Страховая пенсия - выплата, осуществляемая на ежемесячной основе, назначается гражданам, которое не имеют возможности осуществлять трудовую деятельность.
— Страховой стаж - суммарный срок трудовой деятельности за весь период жизни;
— Установление страховой пенсии - процедура назначения пенсионных выплат, либо ее перерасчет исходя из новой системы расчетов;
— Фиксированная выплата к страховой пенсии - стандартная надбавка к трудовой пенсии;
— Корректировка размера страховой пенсии - изменение суммы выплаты с учетом изменения корректирующего коэффициента;
— Выплатное дело - документы, предоставленные в ответственные органы власти, на основании которых производятся начисления.
- Четвертая статья включает в себя список лиц, которым предоставлено право на получение пенсии от государства;
- Статья пятая регулирует права граждан в плане выбора вида пенсии, а также каким именно образом будут происходить расчеты;
- В статье шесть рассмотрены все возможные варианты пенсии, на которые граждане могут претендовать;
- Седьмая статья говорит о порядке обеспечения резервов для формирования страховой пенсии.
- Глава 2. Довольно емкий раздел закона, он определяет условия, при которых назначается пенсия, и при этом стоит всего их трех статей, которые рассматривают следующие виды пенсии:
- Статья восемь - по старости;
- Статья девять - по инвалидности;
- Статья десять - по потере кормильца.
- Глава 3. В этой главе можно найти всю информацию о трудовом стаже:
- Чтобы понять, какой период трудовой деятельности включается в трудовой стаж, нужно ознакомиться со статьей одиннадцать, в которой это разъясняется;
- Имеются также периоды, которые не вошли в описание статьи двенадцать, однако они также учитываются в общий трудовой стаж: время, проведенное на больничном, служба в армии и т.д.;
- В статье тринадцать прописан порядок, которого стоит соблюдать при расчете стажа работника;
- В четырнадцатой статье рассмотрено каким образом необходимо производить подтверждение трудового стажа при возникновении спорных ситуаций.
- Глава 4. В ней можно ознакомиться в размером пенсионных выплат в соответствии с последними поправками. Это касается как страховой, так фиксированной пенсии.
- В пятнадцатой статье приведены формулы расчета для каждого имеющегося варианта выплаты, которые просты в использовании, так как имеется подробная расшифровка;
- Шестнадцатая статья регламентирует фиксированную гарантированную выплату пенсии, которая ежегодно меняет свой размер, исходя из индексации цен, что регламентировано этой же статьей;
- В семнадцатой статье говорится о возможных случаях увеличения пенсии при сочетании нестандартных условий: достижение 80-ти лет, работа и проживание в районе Крайнего Севера и т.д.
- В восемнадцатой статье рассматриваются корректировки способы повышения пенсионных выплат;
- В девятнадцатой статье определяется возможная доля выплат людям, состоящим на службе в государственных структурах;
- Статья двадцатой определяет выплаты летно-испытательному составу страны.
- Глава 5. В ней можно найти ответ на вопрос, как то, как по закону устанавливается пенсия по старости и каким образом производит доставка денежных средств пенсионерам.
- В статье двадцать первой довольно подробно оговаривается в какие органы власти необходимо обратиться с заявлением, в какой форме возможно предоставить обращение, каким образом поступить, если поменялось место жительства, а также возможные способы доставки выплаты получателю (застрахованному лицу);
- Двадцать вторая статья устанавливает сроки, в которые производится назначение пенсионных выплат в зависимости от виде пенсии;
- При заявление гражданина на пересчет пенсии, он может ознакомься со сроками принятия решения в двадцать третьей статье текущего федерального закона;
- В двадцать четвертой статье представлены случаи, при которых начисление пенсионных выплат может быть приостановлено, и при каких обстоятельствах уполномоченные органы обязаны возобновить выплату;
- В двадцать шестой статьей выставлены сроки, в которые должна производится доставка пенсионной выплаты;
- Государство учло, что некоторые наши граждане уезжаю на постоянное место жительство в другие страны, поэтому двадцать седьмая статья оговаривает порядок выплаты данным лицам;
- Двадцать восьмая оговаривает информативный аспект, то есть то, что гражданин должен при подаче документов предоставить только достоверные сведения;
- В двадцать девятой статье можно найти перечень возможных доплат и удержаний, которые возможны в рамках данного закона.
- Глава 6. Глава раскрывает возможность досрочного пенсионного обеспечения.
- В статье тридцать перечислены условия труда и профессии, при которых наступление пенсионного возраста уменьшается по сравнению со стандартными нормами. К ним относятся подземные работы, работа в сельскохозяйственной сфере, работа в метрополитене, на железной дороге и т.д.
- Назначение пенсии работникам летно-испытательного состава и условия выхода на пенсию отведено в отдельную статью № тридцать один;
- В тридцать второй статье указаны условия выхода на пенсию в досрочном порядке лиц, которые могут иметь это право, не связанное с профессиональной деятельностью, а причину совершенно другого характера;
- В тридцать третьей статье оговариваются моменты выплаты пенсии и расчета стажа работникам Крайнего Севера, а также территорий, которые могут быть приравнены к данным условиям труда.
- В некоторых случаях документы выплатного дела могут предоставить право на дополнительные выплаты гражданам. Этот момент зафиксирован в статье тридцать четыре.
- Глава 7. Является заключением к данному законодательному акту.
В ФЗ «О страховых пенсиях имеется приложения, которые дают разъяснения к некоторым статьям:
- Коэффициент перерасчета при потере кормильца;
- Коэффициент, при котором происходит повышение фиксированной пенсионной выплаты пенсии по возрасту;
- Продолжительность трудовой деятельности, которая идет в расчет стажа;
- Максимальное значение индивидуального коэффициента для расчета пенсии;
- Возрастные границы выхода на пенсию работников государственных и муниципальных органов.
В связи с проведённой в течение последнего десятилетия трудовой реформой, пенсионные трудовые выплаты состоят из:
- Страховой пенсии;
- Накопительных сбережений.
Страховая пенсия - это ежемесячные выплаты, предоставляемые в порядке компенсации гражданам дохода, получаемого ими в период трудовой деятельности. Так же к такого рода выплатам относятся компенсации нетрудоспособным членам семьи погибшего гражданина (в случае, если тот был застрахован).
С целью урегулирования процесса предоставления страховых пенсионных выплат был разработан Федеральный закон № 400 . Но что представляет собой изучаемый нормативный акт? Какие процессы подчиняются его регламенту? Когда вносились последние поправки в актуальный текст изучаемого документа? Поговорим об этом в статье.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ о страховании в РФ. подробности
Что представляет собой закон?
Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 был принят Госдумой на основании третьего слушания 23 декабря 2013 года. Через 3 дня рассматриваемый нормативный акт получил официальное одобрение Федерационного совета. 400 ФЗ о страховых пенсиях был подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2013 года. В этот же день изучаемый документ был впервые официально опубликован.
Новый закон о пенсии смотрите
Федеральный закон № 400 состоит из 7 глав, включающих в себя 36 статей, и обладает следующей структурой:
- Глава 1 - Общие (начальные) положения (ст. 1-7);
- Глава 2 - Условия, на основании которых назначаются страховые пенсии (ст 8-10);
- Глава 3 - Страховой стаж (ст. 11- 14);
- Глава 4 - Размеры и фиксированные выплаты страховых пенсий (ст. 15-20);
- Глава 5 - Способы выплат и доставки (ст. 21-29);
- Глава 6 — Право на преждевременное пенсионное обеспечение (ст. 30-34);
- Глава 7 - заключительные (итоговые) положения изучаемого Федерального закона (ст. 35-36).
К настоящему нормативному акту присовокуплены следующие 5 приложений:
- КПД индивидуального коэффициента страховой пенсии по возрасту или на основании потери основного кормильца семьи;
- Расчёт фиксированных выплат;
- Продолжительность стажа по страховым документам;
- Максимум ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента);
- Положения о возрастном цензе по отношению к предоставлению страховой пенсии по рассматриваемому Федеральному закону.
Основной целью создания изучаемого нормативного акта является защита юридических и экономических прав граждан Российской Федерации в отношении пенсионных выплат страхового характера. В последние изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 внесены 19 декабря 2016 года.
Терминология Федерального закона № 400
В актуальном тексте Федерального закона о страховых пенсиях используется следующая терминология:
- Страховой стаж - временной период, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью;
- Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - отражение права застрахованного физического лица на пенсию в относительных единицах;
- Фиксированная выплата - дополнительное обеспечение застрахованных лиц в виде единоличной выплаты;
- Выплатное дело - пакет документации, на основании которой гражданину начисляются пенсионные и фиксированные выплаты.
Полный перечень используемых в настоящем федеральном законе терминов предоставлен в статье 3 ФЗ 400.
Назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца
Страховая пенсия по случаю потери основного кормильца семьи, в соответствии с регламентом статьи 10 изучаемого Федерального закона, оформляется на недееспособного члена семьи. Таковыми признаются:
- Несовершеннолетние дети умершего (родные или усыновлённые);
- Пожилые родители усопшего;
- Законный супруг, в случае тяжёлой болезни или инвалидности такового;
- Законный супруг погибшего в случае, если на нём лежит ответственность по уходу за общим ребёнком.
Если у указанных родственников отсутствует трудовой стаж, назначается социальная пенсия.
Периоды страхового стажа
В соответствии с регламентом статьи 12 изучаемого Федерального закона, наравне с трудовым периодом (ст. 11) отмечаются следующие периоды страхового стажа:
- Прохождение военной службы;
- Декретный период;
- Временной нетрудоспособности;
- Получения пособия по безработице;
- Период военных командировок (относится к военнослужащим и членам их семейств);
- Реабилитации лиц, несправедливо привлечённых к уголовной ответственности;
- Иные периоды, предусмотренные регламентом данной статьи.
Данные периоды засчитываются только в том случае, если он чередовались с трудовыми периодами.
Последние поправки
Каждый нормативно-правовой акт, вступивший в официальную юридическую силу на территории Российской Федерации, претерпевает регулярную процедуру обновления. Данная процедура производится с целью поддержания легитимности рассматриваемого нормативного акта в постоянно меняющихся экономических условиях современной Российской Федерации.
Последние изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 были внесены 19 декабря 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Положения, указанные в рассматриваемых пунктах указанной статьи, приостанавливаются вплоть до наступления 1 января 2020 года. Таким образом, повышение фиксированной выплаты лицам, достигшим 30-летнего стажа в сфере сельского хозяйства, до указанной даты произведено не будет.
Кроме того, следует обратить внимание на поправки, произведённые ранее в следующих статьях:
- Ст. 8, последние изменения - от 23 мая 2016 года. Поправками введена часть 1.1, текст которой гласит, что при назначении пенсионных выплат лицам, замещающим государственных должностных лиц, следует руководствоваться приложением №5 к настоящему Федеральному закону;
- Ст. 9, редакция от 23 мая 2016 года. В статье поясняется, что правом на страховую пенсию обладают инвалиды I, II или III группы;
- Ст. 21, последние поправки внесены 29 декабря 2015 года. Изменения коснулись пункта 12 рассматриваемой статьи. Дополненный таким образом указанный пункт гласит, что страховые пенсии выдаются пенсионерам в общем порядке за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 рассматриваемого Федерального закона;
- Ст. 30, редакция от 3 июня 2016 года. Дополненный пункт 6 рассматриваемой статьи определяет, что если условия труда являются опасными для здоровья гражданина, и рабочие периоды, установленные в части 1 ст. 30, имели место после 1 января 2013 года, гражданин имеет право на досрочную страховую пенсию.
Регламент статьи 15, содержащий основные формулы расчёта пенсионных выплат, изменений не претерпевал.
Размер страховой пенсии по-прежнему высчитывается по формуле:
СПст = ИПК x СПК
- где СПст – пенсия по старости;
- ИПК – индивидуальный коэффициент;
- а СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента, рассчитывающегося на день, с которого начисляются пенсионные выплаты.
Скачать новую редакцию ФЗ 400
С целью полного ознакомления с нормативами изучаемого правового акта рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом.
Скачать ФЗ 400 о страховых пенсиях с последними поправками можно по следующей
2. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
6. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
7. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).
8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
9. При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Судебная практика по статье 13 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ
Решение № 2-1857/2019 2-1857/2019~М-1065/2019 М-1065/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 2-1857/2019
Борский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные
Возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1.2 ст. 8 Федеральный закон N 400-ФЗ). Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно части 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной...
Решение № 2-1874/2019 2-1874/2019~М-1776/2019 М-1776/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 2-1874/2019
Салаватский городской суд (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные
Книжки ВТ-I № 3442240 от 31 декабря 2015 г., справками от 26 апреля 2017 г. № 345, от 20 апреля 2017 г. № 1175, архивной справкой от 13 марта 2017 г. № Н-14, справкой от 24 апреля 2017 г. № 297, архивной справкой от 11 февраля 2017 г. № 11-02-17, справками от 12 апреля 2017 ...
Решение № 2-2295/2019 2-2295/2019~М-1633/2019 М-1633/2019 от 27 августа 2019 г. по делу № 2-2295/2019
Братский городской суд (Иркутская область) - Гражданские и административные
Статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в редакции от 27.06.2018 № 8), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию...
Решение № 2-2588/2019 2-2588/2019~М-2050/2019 М-2050/2019 от 26 августа 2019 г. по делу № 2-2588/2019
Первомайский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) - Гражданские и административные
Выводу, что пенсионным органом правомерно спорные периоды приняты к зачету в страховой стаж работы истца в календарном исчислении. В соответствии с положениями части 8 статьи 13 Закона №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в...
Решение № 2-910/2019 2-910/2019~М-808/2019 М-808/2019 от 19 августа 2019 г. по делу № 2-910/2019
Кондопожский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные
Зачете периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и осуществлении перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, но не для перерасчета размера назначенной пенсии. После увольнения со службы...
Решение № 2-2273/2019 2-2273/2019~М-1733/2019 М-1733/2019 от 19 августа 2019 г. по делу № 2-2273/2019
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) - Гражданские и административные
И 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ (с учетом приложения 6 к закону), но не ранее достижения возраста 55 лет. Согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ таким лицам в целях определения права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. ...
1. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
2. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
3. Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.
4. Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
5. При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
7. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
8. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
9. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
10. В случае, если в документе, подтверждающем смерть (рождение) застрахованного лица, указан только год без обозначения точной даты смерти (рождения), за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца, а если указан период, за дату принимается дата начала периода.
11. Если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
12. Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
13. Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
14. Порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором, типовая форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
15. Оплата услуг по доставке страховой пенсии пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой страховых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при соблюдении требований и условий, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей страховой пенсии.
16. Кредитные организации, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий, должны удовлетворять требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
17. Зачисление сумм страховой пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.
18. Страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
19. По желанию пенсионера страховая пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата указанной пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения страховой пенсии в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
19.1. Выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, производится при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам в этих организациях.
20. Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
21. К фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
22. Доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.
Судебная практика по статье 21 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ
Решение от 1 октября 2019 г. по делу № А51-12005/2019
Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)
В Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым исковым заявлением. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное...
Постановление от 24 сентября 2019 г. по делу № А05-5798/2018
Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
Бойко Л.А. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Кирилюк Валентина Николаевна. Финансовый управляющий Кирилюк В.Н. 21 . 02.2019 обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ...
Решение от 17 сентября 2019 г. по делу № А51-11443/2019
Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края) - Гражданское
Суть спора: Возмещение вреда внедоговорного
В Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым исковым заявлением. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона № 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных...
Постановление от 9 сентября 2019 г. по делу № А82-14086/2018
Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО) - Банкротное
Суть спора: Банкротство, несостоятельность
От 15.05.2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего. В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами части 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в...
Действующий
Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.
С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.
Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.
Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").
1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).
Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.
Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.
В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).
Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.
В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.
Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.
Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.
В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.