Приемные дети статистика. Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на начало года (тыс
Число детей-сирот в России за 10 лет сократилось более чем втрое: со 187 тыс. до 51,8 тыс. Эксперты отмечают, что здоровых малышей в сиротских учреждениях практически не осталось. Однако в последние три года в детских домах становится меньше и инвалидов, в том числе с такими серьезными диагнозами, как ДЦП и синдром Дауна.
По информации из федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, сейчас в России 51,8 тыс. детей, не устроенных в семью. Это на 4,2% меньше, чем в октябре 2016 года. Всего за десять последних лет численность детей-сирот сократилась более чем в три раза (со 187 тыс. человек в 2006 году). Об этом «Известиям» рассказал руководитель портала «Усыновите.ру» (онлайн-версия государственного банка данных о детях) Армен Попов.
Он уточнил, что за семь месяцев этого года было выявлено 29,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а устроено на воспитание в семьи 42,6 тыс. То есть семью нашли в полтора раза больше детей, чем ее лишились.
Тенденция к сокращению количества детей в сиротских учреждениях наметилась пять лет назад. Например, с 2013 по 2014 год банк данных о детях стал меньше на 12,4 тыс. человек.
По мнению Армена Попова, такого результата удалось добиться благодаря целенаправленной госполитике и изменению отношения общества к приемной семье. Он отметил, что появляется всё больше семей, готовых взять ребенка даже с таким диагнозом, как детский церебральный паралич (ДЦП). Например, московская семья Княгининых воспитывает семерых приемных, среди которых есть ребенок с ДЦП. В этом году она стала одним из лауреатов московской городской премии «Крылья аиста», которая учреждена столичным департаментом труда и социальной защиты населения за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот.
Армен Попов рассказал, что в московском банке данных 55% детей-инвалидов, а 75% - подростки 16–17 лет. Но в последние годы наблюдается стойкая тенденция - дети-инвалиды всё чаще покидают детские дома и оказываются в семьях. Так, в столице с 2013 по 2016 годы число детей с ограниченными возможностями здоровья, устроенных в семью, увеличилось с 58 до 211 человек.
Мы замечаем, что приемные семьи всё чаще берут детей с синдромом Дауна. Для меня это было вопросом, но в процессе общения с родителями я понял, почему они так делают. Это дети, особенно «отдающие» эмоционально, если так можно выразиться. Им делаешь добро - они платят тем же. Недаром их называют «солнечными» детьми, - пояснил Армен Попов.
По данным федерального банка данных о детях-сиротах, в 2016 году были усыновлены или взяты под опеку 1863 ребенка с ОВЗ. А по информации Росстата, численность детей-инвалидов, воспитывающихся в детских домах, начала уменьшаться в 2013 году (минус 11,6%). В следующие два года темпы снижения составили 20,6% и 13,5%. А в 2016 году - 3,9%.
Первый зампред комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Юлия Зимова рассказала «Известиям», что больше всего детей-инвалидов усыновляют и берут под опеку жители больших городов. Здесь лучше развита инфраструктура, выше выплаты и пособия для приемных семей. Также много приемных родителей на юге страны - среди людей, проживающих в частных домах, имеющих свои земельные участки.
По мнению президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, детдомовцев в России становится меньше, так как всё реже происходит лишение родительских прав. По данным Росстата, с 2009 по 2016 годы число матерей и отцов, у которых забрали детей, сократилось с 72 тыс. до 41,3 тыс. человек.
Сотрудники служб опеки стали вести себя осторожней. Но этого недостаточно, - считает Елена Альшанская. - К сожалению, они не имеют профессиональной подготовки, основываются на субъективном решении и не сотрудничают с организациями, которые могли бы предложить помощь семье.
Кроме того, снижается количество отказов от младенцев в роддомах. Здесь играет роль создание региональных служб профилактики отказов от новорожденных. По статистике «Усыновите.ру», с 2013 по 2015 годы с 5,8 тыс. до 4,4 тыс. сократилось количество детей, оставленных матерями при рождении.
В связи с высокой смертностью населения (32 место в мире в 2017 году), проблема сиротства в России не теряет актуальности. Если раньше этим занимались частные лица и религиозные организации, то с двадцатых годов XX века государство взяло на себя всю полноту заботы о несовершеннолетних.
Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:
Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!
Статистика в России демонстрирует, что за три последних года, число сирот, чьи данные размещены в федеральной базе данных, сократилось с 87 до 71 тысячи , по итогам 2018 эксперты прогнозируют 57 тысяч детей, которые остались без родителей. Скептики апеллируют к снижению общей численности детей, как таковых. Проводятся реформы интернатов: нежизнеспособные закрываются (30% от общей численности), иные укрупняются и получают большее финансирование (20-25% в зависимости от региона).
Кто такие дети сироты
Определение детей сирот дано в рамках о гарантиях несовершеннолетним, лишившимся родительской заботы, в частности, таковыми признаются лица, у которых погиб один, либо оба родителя. Юридическое применение получили ситуации, когда погибли все родители, либо переживший родитель не может воспитывать ребёнка.
Смежным понятием является категория лиц, у которых родители живы, но , либо осуществили отказ от воспитания (фактически или юридически). Особых различий между категориями нет, за исключением процедуры усыновления, когда необходимо установить обязательность согласия биологических родителей.
Учреждения для сирот действуют в формах устройства:
- Системы здравоохранения, например, дом ребёнка. Структурной особенностью является содержание совсем маленьких детей (до 3 лет), за которыми требуется особый, в том числе врачебный уход.
- Системы образования. В состав включаются детские дома-школы, интернаты. Дети не только проживают, но и получают общее образование, изредка специальное среднее.
- Социальной системы, в частности в случае инвалидности и тяжёлых заболеваний. Сюда же включаются организации временного пребывания.
Наиболее распространённой формой является детский дом, который может иметь весь комплекс жилых, медицинских и образовательных учреждений, реже коррекционных. Иногда дети обучаются в обычной школе, в остальное время находясь в жилых помещения учреждения. Организационные вопросы решаются на основании регламентов РОНО (районный отдел образования), региональных законов. К обучению и воспитанию привлекаются сотрудники центров реабилитации, органов опеки.
Помощь детям сиротам в России
При невозможности осуществления родительской опеки, власть декларирует расширенный перечень гарантий статьями 6-10 159-ФЗ, в частности:
- упрощенный доступ к подготовительным курсам, в том числе при поступлении в техникум;
- получение второго высшего без необходимости оплаты обучения (некоторые программы, установленные Правительством);
- полное государственное обеспечение лица на период обучения в ВУЗах, включая оплату питания, самого обучения, жилья, накладных расходов, включая постинтернатное сопровождение;
- участие в программах усыновления, например в системе, известной как федеральный банк данных детей сирот;
- единовременное пособие на покупку книг и расходных материалов для обучения;
- проживание в интернатах во время каникул в порядке гостевого режима;
- единоразовая покупка одежды, обуви за счёт средств интерната;
- академический отпуск в ВУЗе оплачивается, если его назначение произошло по медицинским обстоятельствам;
- бесплатный проезд к месту обучения и обратно;
- бесплатные медицинские услуги на уровне полисов ДМС (включая дорогостоящие операции и лекарства);
- государственные путёвки на лечебный отдых;
- предоставление жилья детям сиротам вне очереди, если помещение, предназначенное им от родителей, не может быть передано (родители лишены прав), в остальные периоды осуществляется найм за счёт бюджета. Устанавливается льготная оплата коммунальных услуг;
- судебная защита посредством особого порядка рассмотрения дел, с привлечением территориальных органов опеки;
- гарантированное трудоустройство, в том числе с предусмотренной профориентацией.
Реализация прав контролируется органами Прокуратуры, поэтому за любое ущемление детей сирот может последовать уголовная ответственность.
Банк данных детей сирот
Государственная система является монополистом, предоставляя часть прав сотрудничающим системам, волонтёрам и фондам, в частности к доступу к собственной базе и реализации иных возможностей, не учтённых в государственной системе. Таким путём пошёл фонд «Измени одну жизнь» видеопаспорта детей сирот в котором собраны со всей России. Данная деятельность не противоречит закону о запрете посредничества, поскольку все юридические процедуры проходят через органы опеки, а фонды лишь информируют граждан, рекламируют понятия приёмных семей и усыновления.
Усыновление/удочерение детей сирот
Процедура усыновления регламентирована Семейным кодексом (), является наиболее распространённой формой безвозмездного (без регулярных выплат) возвращения детей в семьи (64% ). Законом установлены требования к лицам, желающим выступить усыновителем:
- Достаточный уровень моральных качеств, включая положительную характеристику в обществе, на рабочем месте.
- Финансовое положение, позволяющее содержать ребёнка, но и не ущемляющее прав родных детей.
- Жилищное положение.
- Совершеннолетие (только после 18 лет) и дееспособность.
- Физическое и психическое здоровье, включая достаточный возраст (оптимальный не менее 16 лет разницы, но не более пенсионного).
- Отсутствие алкоголизма и наркомании.
- В случае наличия, положительный опыт воспитания собственных детей (не допускаются лишённые родительских прав), отсутствие предыдущих неудачных усыновлений и установления опеки.
Усыновление по новому закону не доступно иностранцам, в странах которых разрешены однополые браки, равно как и гражданам США (с 2013 года). Усыновление иностранцами устанавливается только в случаях, когда в России возможностей для воспитания ребёнка нет (например, при тяжёлых заболеваниях).
Пошаговая инструкция:
- Подача документов в органы опеки.
- Знакомство с детьми (заочное может быть ещё до подачи документов).
- Рассмотрение дела в суде с привлечением опеки и прокурора.
- Передача и ребёнка в семью.
Для оформления усыновления необходимо предоставить:
- заявление (в том числе в суд). Посмотреть и скачать можно здесь: ;
- заключение опеки;
- медицинскую справку о прохождении диспансеризации;
- документ о браке: ;
- справку с работы и 2НДФЛ;
- автобиографию.
Опека и попечительство
Опека и попечительство устанавливаются, как альтернатива (зачастую, возмездная, по договору о ) процедуре усыновления, в тех случаях, когда граждане не желают получать всю полноту прав и обязанностей в отношении сироты. Алиментных и наследственных прав в отношениях воспитателя и воспитываемого не устанавливается.
Приоритетное право стать опекуном передаётся родственникам ребёнка, реже — третьим лицам.
Стать опекуном могут:
- Дееспособные, психически и физически полноценные лица, достигшие совершеннолетия.
- Обладающие достаточным уровнем обеспеченности деньгами и жильём.
- Определённые , как подходящие ребёнку.
- Способные воспитывать и обучать несовершеннолетнего, мотивировать его к развитию.
- Не страдающие алкоголизмом (не употребляющие наркотики).
- Не имеющие судимости.
Опекунам передаётся достаточный перечень прав и льгот, чтобы иметь возможность воспитывать ребёнка и защищать его права в суде. Опекун владеет собственностью ребёнка, защищает его безопасность, жизнь и здоровье, получая при этом родительские права (возможность воспитывать, общаться, совместно проживать).
Заключение
Государство прикладывает усилия к снижению социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами, реализуя комплекс мер, часто совместно с фондами, включая снижение проблем адаптации, повышение социализации. Основным законом является Семейный кодекс, но часть норм установлена дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:
- Широкомасштабные меры психолого-педагогической поддержки, включая образовательную, медицинскую и социальную сферу.
- Допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных детей сирот «Дети ждут» , к пользованию данными федеральных систем.
- Существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку или приёмные семьи.
- Большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по детям сиротам
Вопрос: Я являюсь сиротой и планирую по окончании школы поступать в высшее учебное заведение. Какие формы обучения я могу выбрать? Могу ли учиться заочно или на платном отделении, но бесплатно? Какие гарантии государство мне предоставит? Антон.
Ответ: Антон, лица, имеющие статус детей сирот, во многих жизненных ситуациях имеют право на пользование бесплатными государственными услугами, а также образованием в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Следует обратить внимание на 159-ФЗ, устанавливающий дополнительные гарантии детям сиротам, в том числе после окончания постоянного проживания в доме-интернате.
Согласно законодательству, единственным критерием доступности обучения для сирот является успешная сдача вступительных экзаменов. Все дальнейшее обучение, в том числе проживание, питание, медицинское обслуживание и оплату обучения в высшем (или среднем специальном) учебном заведении, государство проводит за свой счёт (статья 6 159-ФЗ). Аналогичное право даётся на обучение по подготовительным программам к поступлению, иным образовательным мероприятиям. Форма обучения роли не играет.
Если на летние каникулы потребуется освободить общежитие учебного заведения, жильё будет предоставлено в рамках интерната. Более того, по достижении 18 лет вопросы в жилье и вовсе отпадут — сироты обеспечиваются жилплощадью во внеочередном порядке.
Список законов
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов.
Источник: Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик
http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/ооп-2016
В 2016 году выявили 57290 детей, и устроили в российские семьи 53 633 ребенка (включая тех, кого выявили в другие годы), в иностранные семьи передали 486 детей.
В 2015 году выявили 58168 детей, и устроили в российские семьи 58 609 детей (включая тех, кого выявили в другие годы), в иностранные семьи передали 746 детей.
, и устроили в российские семьи 62 972 ребенка, в иностранные семьи - 1038 детей
Таблица из отчета 103-РИК за 2016-й год
Для сравнения данные за 2015-й год:
Продолжилась тенденция прошлых лет - с каждым годом выявляют все меньше детей, все реже лишают прав и все меньше детей устраиваются в семьи. Банк данных о детях сокращается во многом за счет снятия с учета детей, которым исполнилось 18 лет.
Динамика семейного устройства детей 2007-2015:
По формам семейного устройства в разрезе по годам
По формам семейного устройства и возрастам детей в 2015 году
Данные за 2016-й год на usynovite.ru на данный момент не размещены.
При этом в статистике 103-РИК не фиксируется число детей, оставленных в учреждениях по заявлению родителей "в связи с тяжелой жизненной ситуацией". Соответственно, неизвестно точно - на сколько увеличивается или уменьшается число таких детей.
По запросам получалась такая информация:Журнал "Коммерсантъ Власть" №11 от 21.03.2016, "Семейные обстоятельства"
"По официальным данным, в России сегодня 1783 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них живет 96 952 ребенка. Из них 38 382 ребенка не имеют сиротского статуса
и помещены в учреждения по заявлению родителей."У нас теперь все детские дома и органы опеки работают с кровной семьей,- рассказывает директор благотворительного фонда "Измени одну жизнь" Юлия Юдина.- Но при этом не хватает человеческого и профессионального ресурса для такой работы. Этим бедным, запутавшимся семьям предлагают психолога, но им нужна работа, зарплата и постоянное сопровождение. В результате дети остаются в семьях, у которых нет никакого ресурса для их воспитания, или живут в детских домах как "родительские" - родителей при этом не лишают прав, потому что это тоже плохой показатель
. Вы посмотрите, сколько у нас таких "родительских" детей в детдомах: по нашим наблюдениям, в среднем около 30-40%
. Многие из них - фактические сироты, которые "застревают" в системе госучреждений на непростительно долгий срок". "
Сиротство в России | ||||||||||
|
Динамика сиротства с 2000 года
В настоящее время различные министерства, ведомства и органы государственной статистики собирают значительный объем статистической и аналитической информации, касающейся сиротства и семейного неблагополучия. Однако многие из этих данных не являются открытыми, что осложняет их анализ и публичное обсуждение. Тем не менее, даже на основе доступных статистических данных можно дать оценку сложившейся к настоящему моменту ситуации в сфере сиротства, а также проследить направление динамики происходящих процессов.
В России, начиная с 1990-х годов и вплоть до середины прошлого десятилетия, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и число ежегодно выявляемых детей-сирот, возрастало (рис. 2). Это объясняется, с одной стороны, произошедшим в результате экономических кризисов 1990-х годов значительным ухудшением уровня жизни, приведшим к маргинализации отдельных слоев населения. А с другой - развитием системы выявления семей и детей, находящихся в неблагополучных условиях, в тот же период. Тем не менее, как видно из рис. 2, начиная с середины 2000-х годов, указанные показатели в абсолютном измерении постепенно сокращаются. Так, если в 2004 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 726,9 тысячи, то в 2005-2006 годах оно сократилось до 726,6 тысячи, к 2010 году - до 682,9, к 2011 году - до 664,5, а к 2012 году - до 649,6 тысячи.
Рисунок 2. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Источник : данные сборников «Российский статистический ежегодник», формы 103-РИК
Наблюдаемое с 2005-2007 годов сокращение абсолютных показателей числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, связано не с позитивными эффектами реализуемой в области сиротства политики, а с происходившим сокращением общей численности детского населения России в целом. Об этом свидетельствует динамика доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения России в возрасте от 0 до 17 лет. Как видно из рис. 2, этот показатель возрастал вплоть до 2009 года, когда он достиг 2,8%, и только после этого начал постепенно снижаться.
При расчете общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Росстат включает в рассмотрение детей, отданных на усыновление, а также переданных на все виды семейных форм устройства. Такой подход является не совсем верным. При передаче на усыновление дети утрачивают статус сироты, юридически полностью приравниваются к родным детям и теряют всякую связь с системой институционального устройства и государственной поддержки детей-сирот. Положение детей, устроенных на различные формы опеки и попечительства, в приемные семьи или детские дома семейного типа, также отличается от статуса проживающих в институциональных учреждениях - в первую очередь, с точки зрения условий проживания, психологического и эмоционального комфорта, возможностей социализации и адаптации к самостоятельной жизни.
Динамика числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за вычетом отданных на усыновление и переданных на семейные формы устройства, в сопоставлении с общим числом детей-сирот, приведена на рис. 3. Видно, что абсолютное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в институциональных учреждениях, постепенно сокращается, начиная с 2004 года, в то время как два других показателя демонстрируют понижающий тренд только с 2007 года. Вероятно, такое соотношение показателей можно рассматривать как свидетельство происходящих на протяжении последних лет постепенных институциональных изменений в системе устройства детей-сирот, направленных, в первую очередь, на распространение семейных форм устройства.
Рисунок 3. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом различных форм устройства
Источник : Российский статистический ежегодник за разные годы.
Отличительной чертой российского сиротства является его «социальное лицо». Доля биологических сирот в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени сохраняется на уровне ниже 20% (рис. 4). С середины 2000-х и до 2009 года доля биологических сирот в общем числе выявленных детей-сирот сокращалась, и одновременно с этим снижалось их абсолютное число. Начиная с 2009 года, на фоне сохраняющейся тенденции динамики абсолютного числа биологических сирот, отмечается рост их доли в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация объясняется отмеченным выше падением общего числа детей-сирот. Наблюдаемое в последние годы сочетание динамики абсолютных и относительных показателей в целом может свидетельствовать о наличии позитивных сдвигов в системе выявления кризисных семей, о постепенном появлении первичной профилактической работы с семьями и предотвращении отобрания детей.
Рисунок 4. Доля биологических сирот и детей младших возрастов в общем числе ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Источник : данные формы 103-РИК.
Как сообщалось ранее (см. ), в свет вышел отчет о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнению программы «Дети-сироты». Мы приводим наиболее важную, на наш взгляд, информацию из этого документа.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей: если в 1994 году их было учтено 496,3 тысячи, то на 1 января 2003 – 867,8 тысячи. При этом лишь 10% из них стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.
Основная причина этого — тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тыс.родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тыс.родителей привлечены к административной ответственности, против родителей заведено 9 тыс. уголовных дел.
Ежегодно выявляется более 120 тысяч детей, которые бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тыс. несовершеннолетних, из которых 50,9% учатся в школе или училищах. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тыс.подростков, из них 6,3 тыс. не умеют читать и писать.
Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека. По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тыс.детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не имели опекунов, и поэтому они были вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке.
Ситуация усугубляется плачевным материальным положением многих семей. По данным Госкомстата России, 17 млн.детей, или 56%, воспитываются в семьях, где доход на человека ниже регионального прожиточного минимума.
Около 18% органов местного самоуправления не имеют специалистов по охране прав детей, в 32% из них не соблюдается норматив соотношения количества этих специалистов к числу детей. В Амурской области на 9 тыс. детей Ивановского района предусмотрен только 1 специалист, при этом в состав района входит 33 населенных пункта, расположенных от районного центра на удалении от 7 до 60 км, а в Зейском районе расстояния составляют от 4 до 370 км. В г. Кинешма Ивановской области на 19,1 тыс. детей предусмотрено только 2 специалиста, в Республике Мордовия на 200,5 тыс.детей приходится 30 работников при нормативе 40 человек.
В ходе проверки был сделан вывод о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченных через систему патронатного воспитания устраивать сирот в семью. Десятилетний опыт детского дома № 19 г.Москвы показал эффективность такой работы — в семьи удается пристроить основную часть выявляемых в городе сирот, сократить число детей в интернатах и тем самым сэкономить 35% средств, выделяемых на их содержание.
Каждый пятый ребенок в России, оставшийся без родительского попечения, живет в интернате. На начало 2003 года в стране насчитывалось 2740 школ и училищ для сирот, из которых многие переполнены: в них содержится более 270 тыс. детей. Только за прошедший год число детей в них выросло на 36 тысяч.
В 2003 году на строительство и ремонт интернатов было направлено 340,1 млн рублей, т.е. 88% средств, выделенных из бюджета на программу «Дети-сироты». Тем не менее, в прошлом году из 15 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию, ни один не был готов. Несмотря на это, на 2004 год в программу дополнительно включено 7 объектов с объемом финансирования 30 млн рублей, а остаток сметной стоимости на 01.01.2004 составлял 64,3 млн.рублей. Регионы в среднем профинансировали строительство новых интернатов только на 21%. При этом 28 регионов вообще не выделили средств (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области и другие).
Многих сирот не размещают в детские дома в предусмотренный законодательством срок из-за отсутствия мест. Дети подолгу (временами по 4-6 лет) живут в приютах, рассчитанных на временное пребывание. Так, из 456 детей, находящихся в приютах Амурской области, каждый второй живет там более полугода, а 4 ребенка – более 5 лет.
Более 40% зданий интернатов требуют капитального ремонта, 2,7% –находятся в аварийном состоянии, 4,8% – не имеют центрального отопления, 5,6% – канализации.
Из-за хронического недофинансирования воспитанники многих интернатов не вовремя получают новую одежду и обувь, игрушки, литературу. Менее 50% необходимых денежных средств было выделено Бежецкой школе-интернату Тверской области на приобретение одежды, хозяйственных товаров и медикаментов. В Куртамышском специализированном Доме ребенка Курганской области дети обеспечены демисезонными пальто лишь на 48%, другой одеждой – на 40 процентов.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При средней по России норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рубля в Ивановской области она составляла 53,2 рубля, а фактические расходы на питание в ряде районов были еще ниже. Так, в Ивановском коррекционном детдоме – на питание ребенка в среднем тратят 39,4 рубля, в Чернецкой коррекционной школе-интернате – 47,34 рубля, в Шуйском детском доме – 25,14 рубля. В приюте «Надежда» Кемеровской области в рационе воспитанников не было творога, сыра, сметаны, дети получали сок и яблоки только два раза в год. В коррекционной школе-интернате Великоустюгского района Вологодской области детей кормили некачественными продуктами.
По данным Всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2%, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 13,8% детей. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает средний по стране показатель. Число детей-инвалидов, живущих в интернатах, увеличивается, однако их реабилитация обычно ограничивается физиотерапевтическими процедурами и оказанием медицинской помощи.
Во многих школах для сирот не выполняются требования пожарной безопасности. В Москве эти правила не соблюдаются в 22 детских домах. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, восемь человек привлечены к административной ответственности. Подобные нарушения выявлены во многих учреждениях республик Татарстан и Мордовия, Амурской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Тверской, Ульяновской областей и других.
Часть приобретенного в рамках программы оборудования для интернатов не используется. Поставленный в Отъясскую коррекционную школу-интернат Ивановской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения автоделу стоимостью 67,9 тыс. рублей находится на складе в упакованном виде из-за отсутствия необходимого помещения. В детском доме № 15 с. Константиновка Амурской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения парикмахерскому делу стоимостью 94,7 тыс. рублей не используется в связи с отсутствием специалиста.
В настоящее время в обеспечении жильем нуждаются около 14 тысяч детей-сирот. Выпускники, которым в срок не выдали квартиры, продолжают жить в интернатах или становиться лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилплощади в селах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В последующие два года количество выпускников детдомов, у которых нет жилья, увеличится на 13 тыс.человек. Например, в Республике Хакасия в очереди на получение жилья стоят выпускники 1989 года, а в Орловской области – 1997 года.
Ежегодно около 40% вновь выявленных детей-сирот передается под опеку или попечительство. При этом на местах приемные семьи не всегда получают средства, положенные на опекаемых детей, в полном объеме. В Ивановской области на 2003 год опекунское пособие было установлено в размере 1000 рублей, однако руководители администраций городов и районов умышленно уменьшали его размеры. В сельских районах Удмуртской Республики установленные размеры пособий на детей, находящихся под опекой, составляли в среднем от 700 до 1000 рублей в месяц при среднереспубликанском расчете – 1600 рублей. В течение последних трех лет работниками прокуратуры Амурской области в защиту прав опекаемых детей направлено в суды области 1025 заявлений в связи с занижением суммы пособий на общую сумму 7 млн.рублей. В Республике Ингушетия задолженность по выплате опекунских пособий в 2003 году составила 36 млн.рублей, Республике Карелия – 8,4 млн.рублей.