Проект новогодняя игрушка своими руками начальная школа. Проект: «История новогодней игрушки
Методический паспорт проекта.
1. Название проекта: «История новогодней игрушки».
2. Руководители проекта: воспитатель Кривая Нина Валентиновна; воспитатель Мицура Наталья Сергеевна.
3. Тип проекта: творческо-информационный.
4. Вид проекта: групповой.
5. Продолжительность проекта: среднесрочный.
6. Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, педагоги.
7. Цель проекта : приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.
8. Задачи проекта.
- Познакомитиь с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.
- Развивать художественно-эстетические способности, умения и навыки продуктивной деятельности.
- Способность взаимодействию детей и родителей в изготовлении, коллекционировании и хранении новогодних игрушек.
- Воспитывать детей дошкольного возраста в духе взаимодействия при создании детских коллекций.
9. Актуальность проекта. Дети-наше будущее, а значит они должны знать историю нашей страны (историю Новогодней игрушки). Показать детям красоту Новогоднего праздника (главный элемент елки-игрушка). Воспитывать бережное отношение к новогодним украшениям.
10. Проблема проекта. Мало игрушек на елку. Решили изготовить игрушки своими руками.
11. Предполагаемые продукты проекта.
Для детей:
- Поделка своими руками «Елочная игрушка» (аппликация, лепка). Рисование.
Для педагога:
- Организация выставки «Новогодняя игрушка».
Для родителей:
- Участие в выставке «Новогодняя игрушка» (из различных материалов).
12. Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское творчество, игры, работа с родителями.
13. Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
- Выставка новогодних игрушек (старых-современных), принесенных из дома.
- Беседа о новогодних праздниках, их истории и разнообразии.
- Загадки по теме «Зима. Новый год».
- Выставка книг «Новый год».
II этап - исследовательский.
- Новогодняя игрушка: совершение исследовательских действий, рассматривание по цвету, форме, материалу, образу; простейшие манипуляции с игрушками, отражающими предметный и окружающий мир.
III этап - основной.
- Беседы по истории новогодней игрушки.
- Рассматривание старинных новогодних игрушек.
- Изготовление новогодних игрушек детьми: лепка, аппликация, рисование.
- Чтение стихов: В. Степанов «Новогодние игрушки», И. Гурина «Снегурочка», А. Мецгер «Наряжаем елку», «Как звери елку наряжали».
- Совместная деятельность с детьми «Новогодняя расота». Занятие с детьми «Осторожно елка». Знакомить детей с правилами безопасности и поведения на новогодних праздниках. Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками.
- Разучивание стихов и песен о Новом годе.
- Взаимодействие со специалистами.
Работа с родителями:
- Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками (дети, родители).
- Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
- Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками.
IV этап - итоговый.
- Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных вместе с родителями дома своими руками.
- Рассказы детей о том, как они украшали новогоднюю елку дома.
- Новогодние хороводные игры.
- Проведение новогоднего утренника.
- Путешествие к новогодней игрушке-экскурсии-беседы для детей других групп (группа «Радуга», группа «Капитошки»).
- Фотоотчет.
14. В ходе проекта дети заинтересовались историей возникновения новогодней игрушки, узнали какие они были раньше и из чего их делали. Научились отличать старинные и современные игрушки. Родители принимали активное участие в проекте: изготовили игрушки своими руками совместно с детьми. Была организована замечательная выставка. Проведенный проект считаем удачным, интересным и познавательным.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ»
Актуальность проекта:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками, как-то необычно украсить елку. Показать, что каждый год новогодний праздник можно встретить по-особенному. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника.
В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?», «Какой материал может быть использован при изготовлении ёлочной игрушки?», «Как можно сделать елочную игрушку своими руками?», «Что будет необычного в вашей игрушке?»
Участники проекта: дети - воспитатели - родители.
Руководители проекта: воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 дней).
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, история возникновения елочной игрушки, технология её изготовления.
Задачи проекта
- Создание праздничной атмосферы в преддверии Нового года. Повышение уровня вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОО. Формирование познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения. Расширение знаний о том, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны: дать дошкольникам доступные их пониманию представления об истории возникновения новогодней игрушки. Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков в процессе изготовления новогодних атрибутов.
Предполагаемый результат проекта:
для детей
Создание предпраздничной атмосферы;
Формирование представления об истории возникновения новогодней игрушки;
Обеспечение психологического благополучия детей через совместное творчество с родителями;
Развитие интереса детей к художественному творчеству;
Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами, применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, шерсть, природный материал и т. д.).
для педагогов
Сбор информации по данной теме в литературе, Интернете;
Создание презентации;
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровым и дидактическим материалом;
Оформление проекта.
для родителей
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Подготовительный этап:
воспитатели
Привлечение родителей к участию в проекте, через проведение индивидуальных бесед, мастер-класса по совместной деятельности детей и родителей «Новогодние игрушки своими руками», оформление наглядной агитации (стенды, родительский уголок, брошюра «Игрушка из детства своими руками»), создание презентации.
дети и родители
Участие в лотерее «Волшебная коробочка», для выбора материала, из которого необходимо изготовить ёлочную игрушку;
Подбор информации об истории ёлочной игрушки в литературе, Интернете.
Основной этап:
Беседы с детьми с использованием ИКтехнологий. Дать первоначальные представления об истории возникновения ёлочной игрушки, материалах, из которых её изготавливают. Расширять представления детей о материалах, необходимых для изготовления новогодних украшений. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Чтение художественной литературы , заучивание стихотворений. Слушание музыки, пение песенок.
Самостоятельная игровая, художественная, творческая деятельность детей.
- Дидактическая игра, с использованием интерактивной тумбе «Цвет и форма». Продолжать учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: ёлочка - треугольник, мячик - шар. Дидактическая игра с применением интерактивного стола «Собери пазл». Совершенствовать умения детей ориентироваться на плоскости. Рисование «Ёлочка зимой». Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы (ёлочка) и добавлять к ним другие (падающий снег). Творческая мастерская. Конструирование «Гирлянда для ёлки». Продолжать учить вырезать круглые формы из квадрата, путём округления углов. Поощрять проявление активности и творчества.
воспитатели
Организация совместной творческой деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики;
Консультация для родителей «Маленькими руками большое дело»;
Мастер-класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками»;
Презентация «История Новогодней игрушки».
дети и родители
Совместное рассматривание домашних ёлочных украшений, старых новогодних открыток, фотографий родителей в детском возрасте новогодней тематики. Выбор будущего образа ёлочной игрушки и средств изготовления.
Распределение поручений между членами семьи в процессе изготовления игрушки. Подготовка материалов, инструментов и рабочего места. Повторение стихов заученных в ДОО.
Завершающий этап:
дети и родители: изготовление елочных игрушек.
Итог проекта: украшение елки в группе продуктом совместного творчества родителей, детей и воспитателей.
Вывод: В ходе дружной совместной творческой работы все участники проекта получили заряд радости, бодрости, предпраздничного настроя.
Во время проведения проекта родители сдружились друг с другом, больше узнали о жизни своих детей в детском саду, стали более открыты для общения. Совместное творчество приобщило детей к ценностям сотрудничества с взрослым. Они стали более эмоционально отзывчивыми, что ещё сильнее сплотило детский коллектив группы.
Приложение
Беседа « История возникновения ёлочной игрушки»
Один новый год сменяется другим. И встреча Нового года не обходится без зеленой красавицы елочки. А елочку надо украсить новогодними игрушками. Все елочные игрушки целый год ждут, когда же их достанут из коробки и повесят на елку. Но раскрою вам секрет, что елочные игрушки тоже имеют свою историю.
Самые первые игрушки мастерили сами. А еще елку украшали овощами с огорода, которые конечно серебрили и золотили, стоили они очень дорого и были по карману лишь немногим. Сегодня овощами елки не украшают зеленую красавицу, а развешивают красивые разноцветные шары. А было время, когда елку вообще не украшали игрушками. На елке были всякие вкусности сладости: орехи, конфеты, пряники, яблоки – в каждой стране своё новогоднее украшение. Детям очень нравилось срезать с елки что-то вкусненькое! Стеклянные украшения появились совсем недавно. Если верить легенде, произошло это чисто случайно.
Жил был мастер-стеклодув. И вот когда, пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и придумал. Он дождался, когда дети уснули, взялся он за привычную ему работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: конфеты, пряники, яблоки – все они искрились, переливались и сверкали. Дети даже не огорчились, что эти конфеты нельзя было съесть. Эта идея мастера была такой удачной, что скоро стала традицией.
На Руси первые елочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги.
Чтение художественной литературы
В. Сутеев «Ёлка», М. Дружинина «Дед Мороз», «Хлопушка».
А. Усачёв «Дед Мороз в детском саду».
Заучивание стихов:
С. Маршак «Елка», «Декабрь».
З. Александровой «Дед Мороз».
Слушание музыки, пение песенок.
«Бусинки»
«Зимняя пляска»
«Елочка-проказница»
«Саночки»
«Песенка зверей»
Рисование «Ёлочка зимой»
Творческая мастерская «Гирлянда для елки»
Дидактические игры с использованием интерактивного оборудования
Игрушки своими руками
Проект "Новогодняя игрушка"
Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018
Актуальность темы:
Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. «Что такое Новый год?» , «Кто его придумал?» , «Для чего нужны новогодние игрушки?» , «Какие бывают елочные игрушки?» , «Как украшали елку в старину наши предки?» , . Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние игрушки» .
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Вид проекта: творческий, исследовательский
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 4 - 5 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками, как-то необычно украсить елку. Показать, что каждый год новогодний праздник можно встретить по-особенному.
Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника. В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?» , «Какой материал может быть использован при изготовлении ёлочной игрушки?» , «Как можно сделать елочную игрушку своими руками?» , «Что будет "изюминкой" вашей игрушки?» .
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки, технологии ее изготовления.
Задачи проекта:
Для детей
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
- Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
- Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Образовательные:
- Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.
- Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
- Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.
Для педагогов:
- Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
- Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
- Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
- Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
- Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Итоговое мероприятие проекта: новогодний утренник, выставка-ярмарка «Новогодние игрушки» .
Продукт проекта: В результате работы на ярмарке должны быть представлены новогодние игрушки и поздравительные открытки как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей.
Для детей:
- Расширение кругозора детей.
- Сплочение детского коллектива.
- Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
Для педагогов:
- Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
- Самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания елочных игрушек.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей) .
Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.
Вопросы родителям:
- Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?
- Как отмечали Новый год раньше и сейчас? (сравнить)
- Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?
- Кто придумал Новый год?
- Делаете ли Вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?
- Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?
В результате опроса было выявлено, что 30% не знают про новогодние традиции, приметы; 70% не спешат сделать новогодние игрушки, а торопятся приобрести в магазине. 40% считают, что ребенок будет счастлив от самого процесса. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.
Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта:
- История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки) .
- Технология изготовления елочной игрушки.
- История возникновения новогоднего праздника. Традиции.
- Как отмечают Новый год в разных странах.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Действия педагогов: подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения праздника» , «Как отмечают Новый год в разных странах?» , «Технология изготовления игрушки» .
Действия детей: участие в тематических беседах «Как отмечают праздник в твоей семье?» , «Кто и как мастерил елочные игрушки?» , «Чем можно украсить елку?» . Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки» .
Действия родителей: подбор материала, информации по темам «Как отмечали новогодний праздник в старину?» , «История возникновения елочной игрушки» .
Организационный этап:
Действия педагогов: составление плана проекта, разработка конспектов занятий, обсуждение итогового мероприятия со специалистами ДОУ.
Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.
Действия родителей: распространение полученной информации путем наглядной агитации.
Формирующий этап:
Действия педагогов: проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям) .
Действия детей: совместная работа по изготовлению новогодних игрушек и открыток. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник.
Действия родителей: совместная работа по созданию и оформлению выставки-ярмарки «Новогодняя игрушка» и участие в конкурсах «Новогодняя поделка» .
Итоговый этап:
Действия педагогов: проведение новогоднего праздника, выставки-ярмарки. Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.
Действия детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.
Действия родителей: Участие в новогоднем празднике, выставке-ярмарке.
Участие в опросе.
После проведения итоговых мероприятий родители группы были еще раз опрошены.
Вопросы:
- Нравится ли Вам, когда елка украшена продуктами Вашей совместной работы с ребенком? Что она дает?
- Трудно ли мастерить игрушки?
- Что было самым трудным во время участия в проекте?
- Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления игрушек совместно с ребенком?
- Определились ли вы с традициями проведения праздника в Вашей семье?
Ответы очень порадовали.
На первый вопрос 85% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Радость быть вместе с ребенком. Новогоднее чудо»
На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоит» «Нет» .
На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Время мало, т.к. много работают.
На четвертый все ответили: «Да» .
А на пятый было много интересных ответов типа: «Каждый год украшать елку по-новому» , «Будем мастерить с ребенком игрушку, соответствующую году» или «Каждый год изучать что-нибудь новое» .
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей
- Расширение знаний детей об истории Новогодней игрушки.
- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, мех, шерсть, природный материал, и.т. д.)
- Развитие детей чувства любви и привязанности к своей культуре, интереса к художественному творчеству.
- Получение эмоционального отклика от своей работы.
для педагогов
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
- оформление проекта;
- изготовление презентации для детей и родителей «Откуда пришла к нам новогодняя игрушка» .
для родителей
- Рост уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ;
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое оснащение:
- Фотоаппарат, компьютер, проектор, колонки.
- Набор для детского художественного творчества (ватман, цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски) .
- Иллюстрации о празднике Новый год.
- Новогоднее украшение.
- Подбор художественных произведений (сказки о зиме и про Новый год)
Методические пособия:
- Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.
- Конспекты организованной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию на тему «Новогодний праздник» , беседы, праздник «В гостях у Деда Мороза» .
Литература:
- Учебные пособия: И. В. Маслова, «Аппликация» .
- О.А. Куревина, Е.Д. Коваленская «Разноцветный мир» Методические рекомендации к пособию «Баласс» , г. Москва.
- Учебное пособие: И. В. Маслова, «Лепка
Приложение
Пословицы и поговорки о снеге
Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.
Как ни мойся, белее снега не будешь.
Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется.
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
Белый снег на черную землю и то к лицу.
Снег глубок - год хорош.
Был бы снежок - так скатаем комок.
Белее белого.
Снегу нету и следу нету.
Одержишь снег на полях зимой - будешь с хлебом осенью.
Снежком все прикроет.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
Снег земле-кормилице - теплый кожух.
Дидактические игры
(к проекту «Новый год» )
Дидактическая игра «Новогодняя елка»
Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
Новогодняя елка какая? (Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая)
Что делает для нас новогодняя елка? (Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет)
Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили)
Дидактическая игра «Ставим слова на место»
Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (Вскоре наступит праздник Нового года)
К, готовятся, малыши, нему, все. (Все малыши готовятся к нему)
Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (Мы уже украсили новогодние елки)
Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (Все с нетерпением ждут Деда Мороза)
Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки)
Дидактическая игра «Братья-месяцы»
Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
Март, апрель, октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние)
Декабрь, июль, январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние)
Апрель, октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние)
Июнь, июль, сентябрь. (Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний)
Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
Подснежник (весна) , земляника (лето) , ручьи (весна) , снег (зима) , первоцвет (весна) , орехи (осень) , ежевика (лето) , мороз (зима) , птенцы (лето) , иней (зима) , листопад (осень) , паутинки (осень) , проталины (весна) , жара (лето) , тишина (зима) , позолота (осень) , опята (осень) .
Дидактическая игра «Кто где зимует?»
Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.
Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»
Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.
Дидактическая игра «Птицы на кормушке» .
Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.
Дидактическая игра «Что бывает зимой?»
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая) » . Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.) , сюжетная картинка по теме «Зимние забавы» .
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД
Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»
В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.
Я выхожу на лесную поляну. За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.
Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.
Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.
Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.
Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.
Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.
Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.
Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.
Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.
ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.
«Снежок» Н.В. Нищеева
Раз, два, три, четыре,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили -
(«лепим» , меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)
И совсем- совсем не сладкий.
(грозим пальчиком)
Раз – подбросим,
(подбрасываем воображаемый снежок)
Два – поймаем,
(ловим воображаемый снежок)
Три – уроним
(роняем воображаемый снежок)
И …сломаем
(топаем ногой) .
№ 2 «Снежинки»
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
№ 3 «Наша ёлка»
"Наша елка велика"
(круговое движение руками) ,
Наша елка высока (вставать на носочки) ,
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки) ,
Достает до потолка (потянуться) .
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
Фото детей с поделками
Г. Железногорск МБДОУ № 54 «Берёзка»
Аналитический отчёт по детско-родительскому проекту группы детей разного возраста 5-7 лет «Новогодние игрушки»
Руководитель проекта: воспитатель группы №2 Якименко Н.А.
Декабрь 2015г.
Проект «Новогодние игрушки»
Руководитель проекта: воспитатель группы №2 «Родничок» - Якименко Н.А.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников группы
Продолжительность: краткосрочный- с 01.12.15 до 31.12.15
Актуальность.
Новый год - самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку - это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи - родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек. В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней?» В беседах с родителями выяснилось, что многие не знают про новогодние традиции, приметы, особенности, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.
Цель: повысить интерес к истории елочной игрушки, нового года, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре. Активизировать поисковую деятельность дошкольников, развивать познавательные навыки и способы применения их на практике
Задачи:
- познакомить с историей возникновения новогодней игрушки;
- развивать познавательную активность дошкольников;
- просвещать родителей в вопросах новогодней истории страны;
- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность группы;
- воспитывать интерес к творчеству, любовь к ручному труду, осознанно-правильное отношение к традициям своего народа;
- создать выставку елочных игрушек своими руками.
Формы работы с родителями:
Формы работы с детьми:
Результат :
В процессе реализации проекта и по его результатам были выявлены как положительные, так и отрицательные аспекты. Родители (64,3%) и дети активно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Проявляли заинтересованность, приносили семейные ёлочные игрушки, рассказывали про игрушки, передающиеся из поколения в поколение, изготавливали игрушки своими руками. Дети с удовольствием рассматривали ёлочные игрушки, создавали игрушки сами и совместно с родителями, стали интересоваться русскими праздничными традициями и т.д. Но не все родители проявили заинтересованность и приняли активное участие (35,7%). Многие не знают про новогодние традиции, приметы, особенности, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине. Не получилось привлечь специалистов.
Номинация «Первые опыты»
Дети: « А всё-таки, хорошая у нас в этом году была ёлка! Мы ведь все игрушки сами сделали! ВСЕ вот эти разные игрушки сделаны нами вручную. Мы как в старину делали!!»
Это был наш первый коллективный проект! Проект только что зародившегося класса! Наша совместная дружная работа помогла сплотиться еще больше не только детям, и родителям нашего 1 « А» !
Цель исследования: к Новому году украсить свой класс и елку игрушками, сделанными своими руками. ..
Объект исследования: новогодние украшения.
Предмет исследования: изготовление новогодних украшений своими руками, использование различных материалов для изготовления игрушек.
Задачи исследования:
- Изучить историю возникновения традиции украшать елку на Новый год и Рождество.
- Узнать, когда в России зародился этот обычай.
- Выяснить по различным источникам информации, как раньше украшали елку.
- Узнать историю возникновения стеклянных шаров в качестве украшения новогодней елки.
- Экскурсия на фабрику елочных игрушек в г.Химки Московской области.
- Узнать, как игрушки самим можно сделать для елки.
- Сделать новогодние игрушки своими руками.
- Украсить класс и елку к Новому году.
Гипотеза: мы предположили, что сами можем сделать новогодние игрушки и украсить ими класс и нашу елочку.
План работы:
1. Сбор информации из различных источников о том, какие елочные игрушки сделать своим руками.
2. Выяснить, какой материал можно использовать для изготовления игрушек.
3. Выбор модели изделиясобственные опыт и наблюдения, ..., используя собственный, используя собственный опыт, наблюдения и, ., .
4. Практическая часть - изготовление украшений.
5. Украшение класса новогодней елки.
6. Экскурсия на фабрику елочных украшений.
7. Наблюдение, фото - фиксация.
8. Обобщение опыта, создание презентации проекта.
9. Участие в школьном конкурсе проектных работ.
Выводы:
1. Мы смогли сами сделать к Новому году елочные украшения.
2. Сделав игрушки, мы смогли украсить ими свой класс и елку.
3. Украшения для елки можно сделать из всего, что есть под рукой.
4. Мы на собственном опыте узнали, что именно семейное изготовление новогодних украшений всегда было традицией, придающей Новому году и Рождеству радостное настроение. Традицией надолго оставляющей теплые воспоминания!
Перспектива: Интересно выяснить, как у разных народов принято было украшать свою новогоднюю елку.
- В процессе исследования мы узнали, как много украшений для елки можно сделать из всего, что есть под рукой.
- В феврале на школьном конкурсе проектов мы представили свою работу, завоевав много положительных откликов на результат нашей работы, и призвав окружающих к совместному изготовлению елочных украшений на будущий год.
Заключение: к Новому году мы смогли украсить наш класс и новогоднюю елку собственноручно изготовленными игрушками.
Видео выступления детей на защите проекта.