Программа обучения леворуких детей 3 4 лет. Ребенок-левша: особенности развития и воспитания
При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.
К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- головные боли (боли в животе);
- страхи;
- энурез;
- заикание;
- тики; навязчивые движения;
- повышенная возбудимость, раздражительность;
- укачивание в транспорте:
- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
- двигательное беспокойство, неусидчивость;
- вялость, заторможенность.
Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.
При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны.
Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы.
Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;
3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.
По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.
Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.
При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.
У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.
При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.
Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению.
Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает,
что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному
устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное
использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития
и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может
произойти «волшебное превращение» левши в правшу.
Не следует переучивать ребенка-левшу. «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое
вмешательство в работу мозга приводит к непредсказуемым последствиям. Часто у левшей, которых упорно
переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут
быть: нарушение сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикание,
тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность. Могут возникнуть укачивания
в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, удушья, запахов, длительное беспокойство, неусидчивость,
вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.
Отличительные черты левшей:
Повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, отличать тончайшие оттенки цвета, чего
не могут, к сожалению, правши;
Образная память, надолго сохраняет яркие впечатления;
Легкость ориентирования в пространстве;
Влечение к парадоксам.
Тест на определение ведущей руки у ребенка.
1. Перед ребенком положить несколько спичечных коробков и попросить найти спичку в одной из коробок.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает коробку).
2. Предложить ребенку закручивать несколько бутылок с крышками. Ведущей считается та рука,
которая выполняет активные действия.
3. Перед ребенком лежит маленький мячик. Попросите его поднять. Рекомендуется повторить
процедуру несколько раз.
4. Предложить ребенку развязать несколько (завязанных не туго) узелков из шнура или веревки.
Ведущей считается рука, которая развязывает узел, а другая рука держит узел.
5. Попросить ребенка поаплодировать своему любимому мультфильму. Ведущей считается
активная и подвижная рука, осуществляющая ударные движения о ладонь другой руки.
6. Предложить ребенку взять в руки часы и завести их. Ведущей считается рука, которая
поворачивает рычаг часов, а вторая - держит часы.
7. Поиграть с ребенком в игру «Сорока-белобока» и посмотреть: пальцами какой руки ребенок
рисует круги. Ведущей считается рука, пальцами которой ребенок рисует круги на ладони другой.
8. Предложить ребенку взять со стола любимую мягкую игрушку и погладить ее, держа в руке.
Обычно ведущая рука гладит.
Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить,
что у ребенка леворукость. Детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой,
называют амбидекстрами.
1. Начало любого занятия нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспомнить, что делали,
то есть учитывать закономерности памяти правополушарных людей - от настоящего к прошлому.
2. Необходимо создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу.
3. Предоставлять ребенку возможность погрузиться в атмосферу происходящего,
и самостоятельно сформировать некий образ (нужно учитывать, что левши отличаются
целостным восприятием, образ у них формируется вместе с событием).
4. Речь во время общения с таким ребенком должно быть образной, эмоциональной;
желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна
преобладать над образами, поскольку любая картинка, запах или музыка дадут ребенку
больше информации, чем слово.
5. Лучше заниматься различными, но близкими друг к другу видами деятельности,
не требующими постоянного изменения места и положения в пространстве.
6. Необходимо помнить, что левши опираются на свое субъективное мнение,
поэтому они не особенно считаются с мнением окружающих.
7. Такие дети быстро устают, поэтому необходимо их ознакомить с различными видами отдыха:
вдыхание приятных ароматов, релаксация и т.д.. Но при этом следует учитывать,
что леворукие дети больше поддаются внушению, так релаксацию целесообразнее
проводить с элементами суггестии (внушения).
Во время подготовки леворуких детей к школе необходимо учитывать, что на современном
этапе выпускаются канцелярские товары для таких детей:
1) особенность ручек, карандашей, фломастеров заключается в том, что выемка на корпусе
расположена таким образом, что рука «ложится» правильно, приобретая удобное положение;
2) шкала на линейке написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо;
3) кольцо в ножницах для захвата сделано под левую руку (оно больше);
4) лезвие в точилах с левым заточкой, что позволяет ребенку держать точило в правой руке,
а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью производятся «от себя» (правильно и удобно).
Игры и упражнения с леворукими детьми
Описанные ниже игры очень хорошо использовать в работе с дошкольниками, поскольку они
способствуют формированию и развитию моторики, особенно мелких движений кистей рук
и пальцев как правой, так и левой руки.
Перед каждым учеником лежат по 15 спичек. Нужно быстрее перенести эти спички одну
за другой на расстоянии 30 см и составить таким образом, чтобы головки были обращены в одну сторону.
При переносе спички не должны скользить по столу.
Выполнить условия игры, пользуясь:
а) любыми пальцами обеих рук;
б) любыми пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами - большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным пальцем и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из 10 спичек;
з) безымянным пальцем и мизинцем, построить 4 треугольника;
а) средним пальцем и мизинцем, построить 3 четырехугольники;
к) указательным и безымянным пальцами, построить «колодец» из 16 спичек.
Попросить ребенка ответить на вопрос: «Какое задание было труднее исполнять?»,
«А какое-проще?», «Какие пальцы у тебя развиты больше, а какие - меньше?"
Перед каждым ребенком лежит скомканный лист писчей бумаги (когда лист сильно
потрется, его следует заменить).
Предложить выполнить следующие задачи:
а) Пользуясь всеми пальцами обеих рук, следует как можно скорее разгладить лист так,
чтобы ни один край не остался загнутым.
б) То же сделать, пользуясь одной рукой.
в) Повторить то же, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем
средними пальцами обеих рук.
г) Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.
д) Разгладить лист кулаками обеих рук.
е) Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.
ж) Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.
з) Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.
а) Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.
к) Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.
л) Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.
Не обязательно выполнять все упражнения - можно выбрать отдельные, педагог
считает полезными.
Близнецы
На столах лежат: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого
развязаны шнурки; бутылка, с закручивающейся крышкой, лежит отдельно; коробка,
рядом с которой лежат различные мелкие предметы; лента, свернутая в рулон и т.д..
Дети объединяются в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию,
таким образом, что у каждого только одна свободная рука: у одного-левая, у другого -
правая. Пары подходят к столу с предметами и по команде учителя своими свободными
руками выполняют команды:
Развернуть газету полностью;
Зашнуровать ботинок;
Закрутить крышку на бутылке до упора;
Составить предметы в коробку;
Развернуть ленту;
Все предметы сдать на газету,
Газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Игру можно усложнить следующим образом. У «близнецов» связывают две руки:
правую руку одного ученика и левую другого. Таким образом, у них окажется три руки на двоих.
Предложить выполнить эти же задачи в таком положении.
Пальцы - помощники и пальцы - бездельники
Перед игрой воспитатель напоминает, как называется каждый палец на руке. Просит детей
показать большой палец, мизинец, средний, указательный, безымянный.
Далее предлагает детям открыть сумки, рюкзаки. Теперь на правой руке просит прижать к
ладони указательный и средний пальцы и держать их крепче большим пальцем. Левую руку
заложить за спину, а двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным - достать из
портфеля какую-нибудь книгу и развернуть ее на определенной странице. Напоминает,
что выполнить задачу сложно: пальцы не слушаются, почему они такие слабые? Потому
что недостаточно работают, не управляются и остаются недорослями. Воспитатель спрашивает
у детей, какие пальцы они считают самыми главными (большой, указательный, средний).
Затем предлагает отпустить указательный и средний пальцы на правой руке, выполнить
предложенное упражнение одной правой рукой: достать книгу и развернуть ее на определенной странице.
Спрашивает, как легче выполнить это задание. Впоследствии предлагает начать игру.
На столе лежат четыре иголки и нитки длиной 1м. За стол садятся двое детей. Игру лучше проводить
между несколькими парами (для каждой пары готовится стол, на котором лежат иглы и нить).
Тогда игра приобретает соревновательный характер. Дети должны прижать к ладони обеих рук
по три пальца - большой, указательный и средний, а мизинцем и безымянным одной руки взять
конец нитки, а в другую руку - иглу. Дети в паре могут помогать друг другу. Далее задача усложняется.
Теперь разрешается пользоваться всеми пальцами обеих рук, втягивать нитку нужно не в два,
а в четыре иглы. Учитель сравнивает, как дети выполнили задание в первом и во втором случаях.
Сколько времени понадобилось для того, чтобы выполнить предложенную условие игры. Отмечает,
что есть пальцы, которые не участвуют в повседневной работе, ничего не умеют делать, а также те,
которые постоянно упражняются, - настоящие умельцы.
Проблема воспитания и обучения леворукого ребёнка достаточно актуальна. По данным статистики: 5-12 % из людей в мире - леворукие, небольшая доля - амбидекстры (обоерукие), остальные - правши.
Психолого-педагогическая практика моей работы свидетельствует о том, что в настоящее время в нашем регионе леворуких детей в ДОУ и школах примерно от 2-х до 4-х человек в группе или классе, что соответствует 10 - 15% от общего количества.
Анализ опыта работы в психолого-медико-педагогической комиссии свидетельствует о том, что среди детей, имеющих проблемы в адаптации, обучении, имеется достаточно много детей с леворукостью. Опыт работы указывает на то, что наиболее проблематичным является обучение при наличии у ребёнка вынужденной леворукости или при имеющимся в дошкольном возрасте случае переучивания леворуких детей со стороны педагогов и родителей. Переучивание приводит к повышенной возбудимости, нарушению сна, тревоге, может быть заикание, тики и др. У леворуких детей чаще встречается зеркальное письмо, оно отличается стойкостью.
В школе в 1-м, 2-м, даже в 3 классе отмечаются пропуски букв при письме, письмо справа налево, дети могут путать различные буквы, зеркально изображать графические элементы и буквы, не дописывать слова.
Леворукие дети - это группа риска - риска школьной дезадаптации.
Функциональные особенности леворуких детей:
- нарушения речевого развития;
- нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, неустойчивость внимания;
- нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти пальцев;
- нарушения зрительно-моторных интеграций (координации).
Нарушения зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций являются главной причиной трудностей формирования навыка чтения.
Неучёт со стороны взрослых физиологических, психологических особенностей леворуких детей препятствуют не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе слабого усвоения программы детского сада и обучения в школе.
В настоящее время проблема леворукости стала темой разнообразных публикаций, выпущено несколько книг о леворуких детях:
Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок. Диагностика. Обучение. Коррекция». СПб., 2009; Сиротюк А.В. «Эти невероятные левши…». М., 2008и др.,
где описываются общие подходы к работе с леворуким ребёнком, но разработанных программ по адаптации данной категории детей к школьному обучению не имеется.
Поиск наиболее эффективных методов воспитания и обучения леворуких детей является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Данное занятие является частью составленной мною программы «Адаптация леворукого ребёнка к условиям школьного обучения», состоящей из 15 занятий.
Основная цель программы:
- помочь леворуким детям адаптироваться в обществе, в образовательном учреждении;
- подготовить детей к школьному обучению - снизить риск возникновения зеркального письма.
Система игр и упражнений позволяет решать три аспекта цели с учётом функциональных личностных особенностей леворуких детей:
- Познавательный
- Развивающий
- Воспитывающий
Познавательный аспект
Развивающий аспект
Воспитывающий аспект
1.2. Отличительные особенности программы
- Универсальность (имеется возможность выбора ведущим из всего содержания занятия тех упражнений, которые необходимо использовать для конкретного ребенка), исходя из результатов первичной диагностики и динамики относительной успешности.
- Наряду с познавательным и развивающим аспектом цели программа способствует личностному развитию детей (через создание ситуации успеха, повышение самооценки).
- Пропедевтическая направленность. Учитывая особенности развития, недостатки и нарушения развития леворуких детей, необходимо до школы или в начале обучения в 1 классе скомпенсировать или скорректировать эти нарушения.
- Структура занятий программы предусматривает систему усложнений по каждому направлению работы, увеличение доли вербализации в выполнении видео-пространственных заданий.
1.3. Возраст
Дети старшего дошкольного возраста и ученики 1-го класса.
1.4.Сроки реализации программы
Срок реализации программы - 3 месяца.
Основой для подбора игровых заданий для каждого леворукого ребёнка являются результаты диагностики. Так как результаты тестирования существенно разнятся, то и задания для леворуких детей могут существенно отличаться как в содержании, структуре, так и в количестве необходимых занятий. Для некоторых детей достаточно 8 -10 занятий; с детьми, имеющими серьёзные нарушения, возможна длительная коррекционно-развивающая работа (да 6 месяцев).
1.5. Форма проведения занятий
Индивидуальные и подгрупповые занятия по 2 человека.
Наиболее удачной является частота занятий 2 раза в неделю.
Минимальное количество занятий - 8 - 10
Оптимальное количество занятий - 14 - 16
Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности заданий.
1.6. Система усложнений в подборе игр и упражнений по направлениям
Направления |
Усложнения |
«Найди отличия» |
а) закрепление системы сравнения (возможные варианты: сверху-вниз, слева-направо, без пропусков). б) помощь ведущего в поиске отличий в) отличия резко выраженные г) отличия мало заметные д) закрепление четких ответов е) нахождение отличий на скорость |
Развитие пространственной ориентировки |
а) закрепление схемы тела («на себе») б) ориентировка «от себя» (справа, слева) в) на листе бумаги г) по клеткам д) использование в речи предлогов (на, в, под, над, за, из-под, из-за) е) на скорость |
Лабиринты |
а) простое направление б) усложнение направления лабиринта в) сопровождение изображения указкой г) сопровождение указкой + проговаривание направления д) проговаривание направления без сопровождения указкой е) визуальное сопровождение (самостоятельное нахождение правильного пути с последующей проверкой) ж) на скорость |
1.7. Структура занятия
Длительность занятия - 25 - 30 минут.
1. «Мозговая гимнастика» (1 минута).
Цель этапа: способствовать улучшению мозговой деятельности:
упражнение «качание головой» стимулирует мыслительные процессы;
упражнение «ленивые восьмёрки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания;
«Шапка для размышлений» улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
2. Разминка (1-2 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у детей определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно (вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие, рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены некоторой долей юмора, одна из загадок является тематической для всего занятия). Разминка подготавливает ребенка к активной познавательной деятельности.
3. Основная часть (около 15 - 17 минут) выбор 4 -5 заданий в зависимости от результатов первичной диагностики.
Цель: тренировка психических механизмов, лежащих в основе зрительной памяти,
внимания, зрительного восприятия.
4. «Веселая переменка» (1 -2минуты) может быть включена в основную часть занятия как физминутка.
Цель: развивать двигательную сферу и пространственную ориентировку детей.
5. Штриховка, закрашивание, рисование по клеточкам. (3-5 минут)
Цель: развитие зрительного восприятия, мелких мышц пальцев и кисти руки ребенка, развитие зрительно-моторной координации.
6. Рефлексия. «Что получилось», «Что было интересного», «Что было трудным», «За что тебя можно похвалить?» и др.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Цирк» с леворуким ребёнком.
Цель: подготовить детей к школьному обучению - снизить риск возникновения зеркального письма.
- Формирование и развитие внимания, зрительной памяти, мышления.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение слушать инструкцию взрослого, развитие самоконтроля и самооценки, произвольность).
- Развитие речи и мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать.
- Развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, глазомера, мелких мышц кисти руки), зрительно-моторной интеграции (координации).
- Развитие пространственной ориентировки.
- Формирование позитивной « Я - концепции».
- Развитие мотивации учебной деятельности.
Оборудование:
магнитная доска, листы бумаги (нелинованная и в клеточку), карандаши (простой и набор цветных), картинки с изображение животных, 2 набора пуговиц, листы с заданиями.
Ход занятия.
Психолог «Как всегда, наша встреча начинается с гимнастики.
1.Мозговая гимнастика
2. Разминка.
Психолог:
«Как называют эти места?- где нас лечат?; - где хранят автомобили; - где на время дают почитать книги? - как называется место, где учат детей ?»,
Тему сегодняшнего занятия вы определите сами, если правильно дадите ответ на следующий вопрос: «где работают клоуны?» (цирк).
3.Основная часть
«Соберите разрезную картинку и найдите отличия» («клоуны») см. приложение №1
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, учить детей синтезировать.
«Пришиваем пуговицы» «Возьмите по одному комплекту пуговиц. Один из вас «пришьёт» (приложит) несколько пуговиц на своего клоуна. Другой внимательно смотрит, запоминает расположение пуговиц. По сигналу пуговицы закрываются. Нужно взять из своего комплекта пуговицы и «пришить» своему клоуну такие же пуговицы и в том же месте, что у первого клоуна.
Цель: развивать внимание, зрительную память, пространственную ориентировку.
Проводится проверка, анализ возможных ошибок (мало времени взяли на запоминание и др.), смена 2 -3 раза.
«Помогите клоуну выполнить задание, слушайте внимательно, задание будет говориться только один раз: «Нарисуй 8 кружков и раскрась синим карандашом второй слева » (на листе бумаги слева - точка со стрелкой - зрительный ориентир для направления письма слева направо).
Цель: развивать произвольное внимание и память, закрепить правильное положение листа бумаги при рисовании, положение пальцев на карандаше, направление движения слева направо.
Попробуем оценить свою работу. Что нужно было нарисовать? (дети отвечают, как они запомнили инструкцию). Повторение психологом инструкции. Ставим плюсик за то, что правильно нарисовали геометрические фигуры, если запомнили количество фигур - ещё один плюс. Если правильно выбрали цвет - добавляем плюсик. Если раскрасили только второй кружок - ставим плюс. Оцените аккуратность выполнения задания, если считаете, что аккуратно - плюс ставим. А ещё вы можете поставить плюсик за то, что все фигуры у вас вошли в один ряд - значит, вы научились планировать свою работу. Замечательно!
«Помогите клоуну найти, какая тень ему принадлежит» см. приложение №2
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание.
«Помоги клоуну найти все цифры от 1 до10, от 10-ти до 1 » (разный шрифт и размер) см. приложение №3
Цель: развивать внимание.
«Узнай, на каком инструменте играет каждый клоун» (перепутанные линии)
см. приложение №4
Цель: развивать устойчивость внимания.
В цирке работают дрессировщики. Запомните животных .
Проводится игра «Кого не стало?» см. приложение №5
Цель: развивать зрительную память.
«Помоги фокуснику поймать муху»(перемещение по клеткам без помощи указки или пальца) см. приложение №6
Виктория Соловьёва
Конспект занятия для леворуких детей старшего дошкольного возраста. Тема: Бабочки
Составитель: педагог-психолог МКДОУ детский сад №17 компенсирующего вида г. Коврова? Соловьёва Виктория Игоревна
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях при подготовки детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму, но, к сожалению, мало уделяют внимания ведущей руке ребёнка. Мало людей одинаково хорошо владеет правой и левой рукой одновременно, чаще только одна рука рабочая.
Леворукие дети требуют особенного индивидуального подхода, они осложняют работу в классе и замедляют общий темп. Им необходима специальная система занятий.
Принципы проведения занятия:
1. Принцип симпатии и участия. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Возрастное соответствие. Предлагаемые задания учитывают возможности детей данного возраста.
3. Дифференцированный подход. Учёт индивидуальных особенностей детей.
4. Наглядность. Активное использование предметной среды.
Организация занятия:
продолжительность занятия с одним воспитанником или группой 30 минут; один раз в неделю. В группу можно объединить до 4-х детей, у которых обнаружены сходные затруднения.
Тема: Бабочки.
Цель: 1. развитие речи (пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
2. развитие общей и мелкой моторики (развитие движений кистей рук, эластичности мышц, тренировка мышц рук).
Оборудование: рисунки, карточки, фотографии с изображением бабочек, листы бумаги с точками, простые карандаши (по количеству детей).
1. Вступительное слово педагога.
Дети, кто из вас летом был на лугу или на лесной поляне?
Любовались ли вы цветами? Какие цветы там росли?
А вы видели бабочек?
Опишите бабочек по их внешнему виду, какие они?
(составление описательных рассказов)
2. Гимнастика кистей рук.
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять с каждой рукой.
3. Отгадывание загадок.
На большой цветной ковёр Она ярка, красива,
Села эскадрилья – Изящна, легкокрыла,
То раскроет, то закроет Сама похожа на цветок
Расписные крылья. И любит пить цветочный сок.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки!
А какие названия бабочек вы знаете? (Педагог показывает фотографии бабочек и называет их)
Чем питаются бабочки?
Почему они садятся на цветы?
Какую пользу приносят бабочки? (педагог рассказывает о бабочках, которые вредят растениям)
4. Упражнение «Узнай, кто это»
Ребенку (детям) предлагают по точкам определить, что нарисовано.
Инструкция: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур рисунка по точкам и ты узнаешь это».
Руку от бумаги не отрывать. (Бабочка)
5. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(дети имитируют движения бабочек)
6. Подведение итогов занятия.
О ком мы сегодня говорили?
Продолжите словарный ряд:
а) бабочка пестрая, воздушная …
б) бабочка порхает, вьётся, кружится…
Список литературы:
1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. М. : АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание)
2. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : ВАКО, 2008. (Мастерская учителя; Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб. : Питер, 2007.
4. Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М. : АСТ-ПРЕСС Книга, 2003. (Практическая психология)
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: учитель, 2008.
Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).
Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.
Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.
Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.
Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:
- левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
- правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.
Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.
До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.
Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.
Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:
- Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
- Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
- Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
- Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
- По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.
Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.
Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.
Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.
Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!