Технология создания предметно развивающей среды доу. Технология создания развивающей предметно-пространственной среды
Цяцко Светлана Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ДОУ "Д/с № 105 комбинированного вида"
Населённый пункт:
Республика Коми г. Ухта
Наименование материала:
статья
Тема:
"Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"
Дата публикации:
28.03.2016
Раздел:
дошкольное образование
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
В современном образовании на первый план выдвигаются задачи гуманизации
процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического
здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания
предметно-развивающей среды.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и
обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который
соответствует возрастным особенностям детей.
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее
развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении .
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного
детства. Новоселова С.Л. определяет предметно-развивающую среду как систему
материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая
содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения .
Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция
построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Авторы концепции
построения развивающей среды считают, что обязательным условием построения
развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель
взаимодействия между людьми .
Проведенные научные исследования С.Л. Новоселовой показали, что обогащение
предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его
сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее»,
если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-
предметной среде.
Анализируя работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной,
Э.Б. Эльконина и др., С.Л. Новоселова выдвинула положение о том, что деятельность в
своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от
обобщения субъектом опыта своей деятельности. Деятельность строит психику.
Бездеятельность, отсутствие возможности чем- то заняться ведет к депривации
личности, ограничению ее возможностей. Развивающая предметная среда содержит
социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие
разнообразных видов деятельности ребенка.
Предметный мир детства - это среда развития всех специфических видов
детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей
реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает
преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования
к построению развивающей среды:
- среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики
удобства развивающейся детской деятельности;
- необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии
детской деятельности;
1
- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро-и
микропространством деятельности детей и взрослых;
- содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и
перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе
амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов
деятельности;
- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.
По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных
компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и
социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные
ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения,
предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия,
музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-
игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты обеспечивают разнообразие детской
деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной, но и
индивидуальной деятельности (среда уединения) .
В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой
раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей
среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических
норм:
- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает
детский сад;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности,
экспериментирования:
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с
возрастом детей;
- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды .
Развивающий характер среды предполагает единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-
образовательного процесса развивающей предметной средой должно находиться в прямой
зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их опыта
деятельности.
Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требует
учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности
ребенка, так как она должна отвечать принципу функционального комфорта и основным
положениям эргономики развития детской деятельности . Соответственно, игровая,
спортивная, бытовая, экологическая среды должны быть, безусловно, комфортны на
уровне их функциональной надежности и безопасности. С точки зрения полноценного
образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна
создавать условия для:
2
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной
деятельности; возможностей для экспериментирования, систематических
наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к
явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и
постановке новых вопросов);
эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего
природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение
объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для
оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание
условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для
каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование
желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства
ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к
природным объектам);
формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков
рационального природопользования; ухода за растениями).
Таким образом, развивающая предметная среда в дошкольных учреждениях должна
способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей:
познавательного, нравственно-целостного и деятельностного .
Учитывая рекомендации по проектированию развивающей предметной среды
вышеуказанных авторов, мы попробовали в своей группе создать такую развивающую
среду, которая бы позволила каждому ребенку проявить творческие способности,
познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать
познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном
выборе.
В групповой комнате универсального пользования организуется вся жизнь детей, здесь
проходит, по сути, воспитательно-образовательный процесс, здесь же дети ухаживают за
обитателями живого уголка, участвуют в уборке помещения, здесь же и проявляется их
художественная самостоятельная деятельность. Именно поэтому к оборудованию и
оформлению групповой комнаты предъявляются повышенные требования.
В нашей группе все пособия размещены так, чтобы ребенок мог их взять, не
спрашивая разрешения. Все вместе – это как бы материализованное послание взрослых
ребенку: «Выбирай! Все это для твоей деятельности. Экспериментируй! Наблюдай. Делай
выводы. Исследуй!». Взрослый здесь необходим вовсе не для запрещений, не подавления
таких естественных в детском возрасте познавательных «исследовательских» интересов, а
для помощи в трудных случаях.
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно
поэтому игре придается исключительное значение. Игровое пространство должно иметь
свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках
игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
В игровой зоне у нас расположено оборудование для сюжетно-ролевых игр,
предназначенное для имитации взрослой жизни посредством игры, выработки
организационных навыков у ребенка (например, игровая мебель для кухни и спальни,
3
ширма-домик, комната Барби, парикмахерская). Кроме того, здесь же размещено игровое
оборудование для творческого конструирования предметной среды, соразмерной возрасту
ребенка, а также для отдыха и игр (конструкторы типа «ЛЕГО», мягкие модули).
В игровой зоне заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и
настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие
перегородки, ширмы, встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные
столы и полки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя
имеющиеся.
Уютный уголок с мягкой мебелью, с предметами домашнего интерьера позитивно
влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в
себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к
жизни детского сада.
В группе имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования
карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной
изобразительной деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши,
фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работ с различными
материалами, доски для рисования мелками, подставки работы с пластилином, баночки
для воды и пр.). Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры
свежие, кисти исправные и чистые.
4
Есть уголки с
разными
видами
театра
Новая модель устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в
совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно
для детей ослабленных. С этой целью созданы разнообразные «уголки уединения» с
использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха
ребенка.
5
В
детских садах
появляются
оборудование и
игрушки нового
поколения,
способствующие
развитию
ребенка,
которых, к
сожалению,
недостаточно.
Мы преодолеваем эти трудности путем самостоятельного изготовления, в том числе и с
привлечением родителем. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые
предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической
функции мышления в игре. В группах имеется оригинальный дидактический материал,
изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных
игр и пр.).
Большое место занимают так называемое обучающее пространство, состоящее,
например, из нескольких тематических зон, таких, как «Математический домик»,
«Буквоград», «Космическое пространство», «Правильный город». В этих зонах собрано
оборудование для обучения самостоятельному решению поставленных задач и для
подготовки к школе (комплект развивающих пособий по грамматике и математике.),
дидактический материал для развития логических эмоциональных, интеллектуальных,
тактильных способностей ребенка, мелкой моторики и сенсорики, первичного знакомства
ребенка с навыками дорожного движения в игровой форме (различные лото, пазлы,
шнуровки, математические пособия, головоломки, мягкие игрушки, альбомы по ИЗО,
напольная игра «Азбука дорожного движения», с строением Солнечной системы и
планеты Земля (глобус, карта мира, карта Вселенной).
6
Экологические пространства нашей групповой комнаты:
Уголок природы, где в его оформлении, помимо живой растительности
используются различные природные материалы (корни, коряги, поделки из
бересты, шишек, сухой травы и т.д., собранные во время прогулок и экскурсий на
природу, и выполненные вместе с детьми);
Экспериментальный уголок. Он создан для развития у детей познавательного
интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует
формированию научного мировоззрения. В то же время экспериментальный уголок
- это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа предполагает
превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения). Оформление экспериментального уголка не требует больших
дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения
опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы
(стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.).
7
«Календарь погоды»
несколько перекликается с экспериментальным уголком по
целям создания. Только в данном случае для развития познавательного интереса
используется не эксперимент, а наблюдение. Вместе с воспитателем дети
наблюдают за изменениями в погоде, учатся находить взаимосвязь между
температурой и сезонными проявлениями. А наглядное представление этой
взаимосвязи помогает развитию у детей образного восприятия.
Ландшафтный уголок
наглядно воспроизводит часть местности. В результате
ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями
фауны и флоры этого участка планеты.
8
9
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка,
обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего
развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать
собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие
способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный
опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Литература:
1.
Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб. Полякова М.Н.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к
аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб: Детство-ПРЕСС,
2000.
2.
Крылов Е. Школа творческой личности.//Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9-10
3.
Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к
обновлению содержания.//Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5-6.
4.
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в
детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.:
Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.
5.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» /
С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.
6.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А.. Стрелкова Л.П. Построение
развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993
10
7.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.:
Смысл, 2001
11
Скачать:
Предварительный просмотр:
Демидова Е.В.,
Педагог – психолог МБДОУ г. Иркутска
Детский сад комбинированного вида № 150
«Теремок»
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ.
Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости среды, которая связана с её полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством);
- вариативности, сообразно которой характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.
Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребёнка.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Младший дошкольный возраст. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Для детей этого возраста важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии , ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Это даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка, а ребёнку «подняться» до позиции воспитателя.
2.Принцип активности, самостоятельности, творчества проявляется и формируется у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализовать этот принцип помогают данные диагностики детей, а также анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характере ребёнка, его интересах и склонностях.
3.Принцип стабильности – динамичности , предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения.
4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования , реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого , осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Поскольку ребёнок в детском саду находится целый день, развивающая среда должна быть эмоционально насыщенной, а оборудование - привлекательно детям.
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.
7.Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
- Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
- Открытость своего «Я». Педагог с уважением относится к интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка, особенно к результатам его продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
- Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.
8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Несомненно, у каждого педагога есть своё собственное представление об уютной группе, в которой всё гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помощью встроенной мебели. Открытые стеллажные системы не загромоздят помещение, а выполнят роль разделителей пространства: благодаря им групповое помещение можно разделить на центры (зоны). Символы каждого центра, или уголка, позволят детям легко ориентироваться в группе. Стеллажи, открытые полки позволят воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дадут воспитателю возможность наблюдать за ребёнком в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые можно легко перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.
Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволят сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.
Итак, можно условно разделить помещение группы, раздевалки, столовой на зоны (центры):
- Рабочая (центр науки - уголок природы, экспериментариум; центр искусства; центр музыкально-театрализованной деятельности; центр занимательной математики; и т. д.)
- Спокойная (центр грамоты; игротека; и т. д.)
- Активная (центр сюжетно-ролевых игр; строительный центр; центр здоровья; и т. д.)
Необходимо оформить «Стенд творчества», где каждый ребёнок получит возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.
На стенде «Дружно мы дежурим» дети по желанию закрепляют значки напротив символа «Центра», где бы они хотели дежурить в этот день.
МБОУ ЦО № 18 учебный корпус «Росток»
Проект на тему:
Развивающая предметно-пространственная среда
Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.
г. Тула, 2017 г.
1. Цель проекта
2. Задачи проекта
3. Актуальность проекта
4. Характеристика противоречий
5. Теоретические основы проекта
6. Принципы методической разработки
7. Участники реализации проекта
8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде
9. Новизна проекта
11. План-схема группы (помещения)
12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования
“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,
что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”
Л.С.Выготский
1. Цель проекта
Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
2. Задачи проекта
Задачами проекта являются:
проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;
приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.
3. Актуальность проекта
Актуальность проекта:знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.
Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.
В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.
Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком , при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.
4. Характеристика противоречий
Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.
Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.
5. Теоретические основы проекта
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.
Для выполнения этих задач РППС должна быть:
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
6. Принципы методической разработки
При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.
Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.
Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО
Социально-коммуника-тивное развитие | Познава-тельное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей | Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания | Развитие словаря | Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы | Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности |
Воспитание звуковой культуры | Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира |
|||
Знакомство с социальным миром | Развитие связной речи | Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере |
||
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи | Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства |
|||
Развитие трудовой деятельности | Развитие элементарных математических представлений | Формирование грамматического строя речи | Становление ценностей здорового образа жизни |
|
Патриотическое воспитание | Воспитание любви и интереса к художественному слову | Художественная и изобразительная деятельность |
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.
3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
7. Участники реализации проекта
Участниками реализации проекта являются педагоги, дети и родители.
8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде
Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей . Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности . Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность . Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью , реализуя тем самым потенциал развития , а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем..
При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Были проведены собрания и консультации с родителями, где педагог периодически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касающиеся организации РППС.
И, как результат проделанной работы , педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.
9. Новизна проекта
Новизна проектазаключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Группа состоит из следующих помещений:
I – приемная;
II – групповая;
III – спальная комната.
«Социально-коммуникативное» |
||
Центры (№ на схеме) | Наполнение | Задачи по ФГОС |
Приемная группы |
||
«Уголок именинника» № 1 | Картинки с временами года и именами детей, у которых будет день рождение именно в этот период. | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества |
«Уголок информации» № 2 | Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Консультации для родителей»). |
|
Стена творчества «Солнечные фантазии» № 3 | На стене подставки для размещения детских художественных работ, трехуровневая подставка для детских поделок. |
Групповое пространство |
||
Центр «Сюжетно-ролевых игр» № 4 | Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике. | Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания |
Центр «Безопасности» № 5 | Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и дорог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры. |
|
«Уголок ряженья и уединения» № 6 | Шкаф с тематическими костюмами, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть). |
|
«Уголок настроения» № 7 | На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перехода «Детям знать положено» с героями из мультфильмов. |
Направление образовательной области «Речевое развитие» |
||||||||
Центр «Мир книги» № 8 | Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д. | Овладение речью как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества |
||||||
«Центр театрализованных игр» № 9 | Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес. |
|||||||
Направление образовательной области |
||||||||
Центр «Экологии» № 10 | Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). | Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов |
||||||
«Уголок опытно-экспериментальной деятельности» № 11 | В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты. |
|||||||
«Нравственно-патриотический уголок» № 12 | На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах, самовар, тульские пряники, конфеты и наборы открыток «Тульские музеи». |
|||||||
«Строительный» (конструктивный) центр» № 13 | Конструкторы различного вида крупные и мелкие (пластмассовые и деревянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями. |
|||||||
«Уголок информационно-образовательных технологий» № 14 | Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий. |
|||||||
Направление образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» |
||||||||
«Центр творческой активности» № 15 | Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать. | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.) Становление эстетического отношения к окружающему миру |
||||||
«Музыкальный уголок» № 16 | Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т.д.). Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки. |
|||||||
«Мини-музеи «Филимоновская игрушка»» № 17 | Мини-музей «Филимоновская игрушка» (глиняные фигурки и свистульки, книги, информация, фотографии, раскраски и трафареты) |
|||||||
Направление образовательной области «Физическое развитие» (Приложение №6) |
||||||||
Центр «Если хочешь быть здоров!» № 18 | Спортивное оборудование: гимнастическая лестница и кольца, маты, скакалки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта. | Развитие различных физических качеств Правильное выполнение основных движений Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни |
12. Планируемые результаты реализации проекта и перспективы совершенствования
Планируемые результаты реализации проекта:
повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;
обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
создаст творческую атмосферу в работе педагогов;
будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Перспективы совершенствования РППС: поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет включения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планшетов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.
Марина Зверева
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды
Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно - пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования. Список на вашем экране, он конечно не весь.
Следующий шаг.
Выбрать программу.
После работы с нормативными документами нужно определиться с образовательной программой, по которой вы будете работать.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. М. Комарова, М. А. Васильева.
Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми вашей группы, составьте список пособий, оборудования, игр и материалов.
Выписать :
Учебно – методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
Специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма и прочее) .
В нашем детском саду этот список оформлен в виде паспорта группы.
Это папка с файлами, которая в течение года дополняется материалами. Сделанными руками воспитателей, детей и родителей, а так же оборудованием, которое приобретается учреждением.
По итогам первого года работы в проекте можем рекомендовать следующее оборудование. В нашей группе за прошедший год хорошо зарекомендовали себя эти модули модули.
Следующим шагом
Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (в спальне, раздевалке и др., придерживаясь принципа не жесткого центрирования.
Это можно сделать как на компьютере, так и на бумаге, как делали мы.
Для начала лист бумаги нужно разделить на зоны : активную, рабочую, спокойную. Затем взять и вырезать, например, из картона условную мебель и расположить ее на этом листе. Это значительно сократит ваше время и избавит от лишней работы по перестановке мебели в группе.
Также при распределении мебели нужно учитывать и возрастные особенности детей.
Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые два-три месяца работы.
Изучите интересы, предпочтения , особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в предметно- развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.
Под особенностью ребенка может подразумеваться даже ребенок левша. У нас в группе есть такой ребенок и специально для него были приобретены ножницы для левши.
Следующим шагом
Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года , учитывая при этом содержание образовательной программы, приобретение новых игровых материалов и инициативу детей.
Так в нашей группе образовалось невостребованное пространство. Одна из девочек принесла в группу счетную машинку и буклеты сбербанка, которую ей дала мама – работник банка. Эта машинка вызвала такой интерес, что через 3 дня в группе появился уголок – сбербанк.
Учитывая инициативу и интересы детей, мы поменяли местами центр сюжетно-ролевой игры и создали уголок уединения . В нашей группе он еще называется «центром психологической разгрузки» . Для этого там размещены : баночка - кричалка, мешочек – смеха, расслабляющий коврик.
Группы должна быть не только безопасной, комфортной, но и стимулировать развитие детей , решать образовательные задачи. Для этого в нашем детском саду была создана технологическая карта . Содержание технологической карты меняется согласно тематическому планированию. На экране пример такой технологической карты .
Предметно-пространственная развивающая среда должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как : самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.
Вот такой опыт по созданию предметно – развивающей среды сложился на сегодняшний день в нашем саду. Какие рекомендации мы учтем при формировании развивающего пространства в нынешнем году? Обязательно надо фиксировать на фото все инициативы и изменения в предметной среде . Это позволяет проследить динамику проделанной работы и вовремя заметить ошибки. Спасибо за внимание1
Публикации по теме:
Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.
Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды «В гостях у Лесовичка» Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Лесовичка". Актуальность. Современное ДОУ - это удивительный мир, где ребёнок.
С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.
Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.
Тема 6.
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Л. Новоселова).
Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова). Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.
Обогащенная среда – это предметная среда, предполагающая единство социокультурных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С. Л. Новоселова). Цель: развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие.
Компоненты развивающей предметной среды:
o природная среда;
o культурные ландшафты (парк, сад);
o физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
o предметно-игровая среда;
o детская библиотека;
o игротека и видеотека;
o дизайн-студия;
o музыкально-театральная среда;
o предметно-развивающая среда занятий;
o компьютерно-игровой комплекс;
o центры – новый элемент развивающей предметной среды (центр краеведения, игры и игрушек и др.);
o этнографические и природные музеи;
o столовые (кафе);
o экологическая тропинка на территории ДОУ и др.
Базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них.
Составляющие развивающего пространства ДОУ (Ю. М. Горовиц):
1. Пространство интеллектуального развития и творчества:
Игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст);
Универсальная игровая зона – центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования, с тематическими подзонами: спортивными, игровыми;
Дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью.
2. Пространство физического развития:
Зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием);
Водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна).
3. Пространство экологического развития:
Ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.);
Природная среда (озеленение);
Зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица);
Зеленые уголки в интерьере групповой комнаты;
ТАВСО для реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир).
4. Компьютерное пространство: компьютерный зал;игровой зал;спорткомплекс;комната психологической разгрузки.
Основные характеристики развивающей среды (М.Н. Полякова):
1. Комфортность и безопасность обстановки.
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников.
4. Обеспечение возможностей для исследования, научения.
5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы.
Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают принципы ее построения, отраженные в концепциях.
Принципы создания предметной среды отражены в документе «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» , разработанном авт. коллективом под руководством В. А. Петровского (1993 г.).
Принцип | Своеобразие |
Дистанции, позиции при взаимодействии | Воспитатель и ребенок занимают принципиально разные позиции: взрослый «диктует» свою волю, управляет ребенком. Одно из условий установления контакта на основе пространственного принципа «глаза в глаза» – это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель мог приблизиться к позиции ребенка («спуститься»), но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Высота мебели должна легко меняться. Воспитателю важно найти верную дистанцию и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу одновременно. |
Активности, самостоятельности, творчества | Ребенок и взрослый – творцы своего предметного окружения. Среда в ДОУ должна стимулировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (например, наличие рамок на стенах, в которые могут быть вставлены рисунки, позволяют ребенку менять оформление стен в зависимости от настроения, эстетических вкусов). Одна из стен – рисовальная «стена творчества» – предоставляется в полное распоряжение детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. Большое внимание отводится «цвето-световому дизайну» (изменение освещения), звуковому дизайну (записи шелеста листвы, пения птиц…). Должны быть созданы условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности (мастерские с наборами простых инструментов). Один из основных факторов – создание игровой среды. Для занятий художественным творчеством целесообразно выделить соответствующую зону с подведением в эту зону воды, с детской раковиной; «зону столиков». |
Стабильности-динамичности | В проекте среды ДОУ должна быть заложена возможность ее изменений. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера должны выделяться многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности, их количество должно быть рационально определено (например, кубические пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы, из которых можно собрать «дом»). Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, арки, плоские маты и т.п. Возможность трансформации пространства может быть реализована с помощью применения раздвижных перегородок. |
Комплексирования и гибкого зонирования | Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты» (с книгами, играми и т.д.), творческие мастерские и др. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Планируются просторные светлые вестибюли, с верхним естественным светом и зимним садом, с местами для отдыха детей и взрослых. |
Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого | Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Необходимо создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я» (наличие в помещении разновеликих зеркал). Детский сад нуждается в игровом оборудовании (крупноблочном, облегченном, декоративном, соразмерном с ребенком), в комплектной кукольной мебели, используемой на участках и в помещении (ширмы-домики, конструкторы и т.п.). Комплекты игрового и дидактического оборудования должны быть соразмерны емкостям для хранения. Особое внимание следует обращать на дизайн предметно-игровой среды ребенка, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные. |
Сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды | Размещение в интерьере картин, скульптур, дающих представление ребенку об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях (реалистическом, абстрактном, комическом и т.п.) представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых, тогда дети смогут освоить начала специфики разных жанров. Должно быть выделено место для выставок. Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей. |
Открытости-закрытости | Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы: организация «зеленых комнат» в помещениях (внутренних двориков с растущими в них растениями, оранжерей, веранд). Во-вторых, открытость Культуре: элементы культуры – живописи, литературы, музыки должны органически входить в дизайн интерьера. Организация среды основывается и на лучших образцах общечеловеческой культуры, и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов. В-третьих, открытость Обществу. Функциональная интеграция ДОУ с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными коллективами, осуществляющими выступления в ДОУ; занятия детских кружков и секций, проводимых приглашенными педагогами. Особым правом участия в жизни ДОУ пользуются родители. В-четвертых, открытость своего «Я»: проекты с использованием разновеликих зеркал, фотопортреты детей и взрослых в помещении ДОУ, наличие альбомов и папок с фотографиями (в доступном для ребенка месте). |
Учета половых и возрастных различий детей | Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Целесообразно зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении новых принципов, сколько в специфической реализации сформированных выше. Так, выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание телесных форм общения (телесный контакт), с возрастом преобладающим становится общение «глаза в глаза». А принцип комплексирования и гибкого зонирования реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциацией. |
В концепции С. Л. Новоселовой (1995 г.) раскрыты основные характеристики развивающей предметной среды:
o единство стилевого решения;
o сомасштабность предметного пространства действиям руки ребенка, его росту и предметному миру взрослых;
o соответствие эргономическим требованиям.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе ДОУ (М. Н. Полякова):
1- Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.
2- Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.).
3- Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.).
4- Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособий, оборудования. Лишнее оборудование (не требующееся в ближайшем будущем) необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп.
5- Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования.
6- Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
7- Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада.
8- Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования.