9 февраля праздник день гражданской авиации. Поздравление с Международным Днём гражданской авиации
Международный День гражданской авиации традиционно отмечают 7 декабря. Но как и для многих других памятных дат, в нашей стране есть собственный аналог — День гражданской авиации России, который отмечают в другой день. Когда поздравляют работников отрасли в России и за границей, и почему это разные дни расскажет .
Международный День гражданской авиации
7 декабря свой профессиональный праздник отмечают не только пилоты, штурманы, бортмеханики и стюардессы. Работники конструкторских бюро, диспетчеры, заправщики и другие - все, кто причастен к работе наземного подразделения авиации.
В этот день в 1944 году 52 страны подписали «Чикагскую конвенцию». Этим соглашением учредили международную организацию цивильной авиации(ИКАО). Спустя несколько лет эта организация стала специализированным агентством ООН. Благодаря ИКАО для стран-участниц разработали международные стандарты.
Праздник в честь гражданской авиации начали отмечать спустя 52 года после подписания конвенции. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН при поддержке правительства Канады и организации цивильной авиации назначила 7 декабря Международным днем гражданской авиации.
Гражданская авиация России
Первым воздушным маршрутом для Советского Союза стал коридор соединяющий Москву и Кенинсберг. Случилось это в 1922 году, а в 1926 году его продлили до Берлина.
Между этими датами случилось еще одно знаменательное для гражданской авиации событие: Совет труда и обороны принял постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». День принятия постановлений - 9 февраля 1923 года. Эта дата и послужила основанием для празднования российского дня гражданской авиации.
А вот путешествия по воздуху внутри страны стали возможны только летом 1923 года. Первым внутренним маршрутом был рейс «Москва - Нижний Новгород». В 1932 году на базе имевшихся авиакомпаний был создан единый авиаперевозчик под названием «Аэрофлот».
При выяснении того, когда же празднуется Международный день гражданской авиации, частенько возникает много споров. И непонимание наблюдается именно среди жителей разных стран. Ведь день, когда работники принимают поздравления с днём гражданской авиации, может совершенно не совпадать с днём, в который привыкли отмечать этот праздник другие. А всё дело в том, что происходит путаница двух похожих понятий. Международный день гражданской авиации един для всех. На то он и международный. А вот день работника гражданской авиации (без добавления слова "международный") может быть разным в разных государствах. Но, вероятно, лучше обратиться к прошлому, чтобы узнать все нюансы настоящего.
Начальный путь гражданской авиации
Авиация (имеется в виду именно гражданская) стала более-менее ощутимым явлением лишь в начале двадцатого века. Именно в это время благодаря России, Германии, Англии и Франции удалось создать такие приспособления для полёта среди облаков, как самолёты и пассажирско-грузовые дирижабли. Произошло это благодаря общим усилиям названных стран. В самой же имперской России из-за надвигавшихся войн и потребности в создании исключительно военной авиации гражданский её аналог так и не успел в то время получить должное развитие. И потому дореволюционная Россия не оставила после себя Советской власти никакого инфраструктурного и производственного наследства в области гражданской и транспортной авиации.
Гражданская авиация в те времена началась с декрета "О воздушных передвижениях", который был принят в 1921 году, семнадцатого января. В этом декрете впервые были установлены правила полётов, которым должны следовать иностранные и советские воздушные суда, пролетающие над РСФСР и её территориальными водами. Положения данного декрета стали основой Воздушного кодекса СССР, который позже не раз утверждался в 32-м, 35-м, 61-м, а также в 83-м годах двадцатого века. Вскоре, первого мая следующего после подписания декрета года, начала успешно функционировать постоянная авиалиния по маршруту "Москва-Кёнигсберг", которая в 1926 году была продлена до Берлина. Ранее, в 1923 году, появилась авиалиния от Москвы до Нижнего Новгорода. Её протяжённость составляла 420 километров.
Возникновение праздника
Гражданская авиация продолжала развиваться. Первого декабря 1922 года была создана инспекция Гражданского воздушного флота. Её целью была разработка мероприятий по развитию гражданской авиации, а также осуществление контроля за деятельностью всех её подразделений. Кроме того, февраль (девятое число) 1923 года известен как день принятия постановления, согласно которому был организован Совет по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. После этого каждый год советские граждане, причастные к этой сфере, принимали поздравления с днём гражданской авиации девятого февраля.
Международный день гражданской авиации
Что же касается присвоения этому празднику статуса "международный", то здесь совсем другая история. Международный день гражданской авиации был установлен в связи со знаменательной датой - пятьдесят лет со дня подписания Конвенции о международной гражданской авиации. Произошло это седьмого декабря 1994 года.
В самой конвенции прописывались специальные международные нормы, используемые для пролёта над чужими территориями гражданскими самолётами, а также указывалось о создании особых воздушных коридоров, которые располагались над странами для передвижения воздушных судов. В соответствии с этой конвенцией и была создана ICAO (International Civil Aviation Organization). Сам праздник был "придуман" для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к этой сфере в международном масштабе, а также к её расширению и развитию.
6 декабря 1996 года и ООН также объявила Международным днём гражданской авиации именно эту дату. Кроме того, ООН указала правительству и соответствующим межправительственным, международным и региональным организациям о необходимости предпринять соответствующие меры и действия для празднования этой даты. Международный день гражданской авиации - это официальный профессиональный праздник. Он внесён в реестр праздничных и памятных дат Российской Федерации. Но каким бы знаменательным этот день ни был, выходным ему стать не удалось - праздник работников проходит на службе.
День гражданской авиации России
Как уже было описано выше, гражданская авиация в России начала развиваться ещё в советское время. С тех пор она стала неотъемлемой частью жизни большинства жителей нашей планеты. Преодоление огромных расстояний в кратчайшие сроки, грузовые и почтовые перевозки - всё это реально теперь, и без этого мы не мыслим настоящего. День гражданской авиации празднуется в разных странах в разные дни. В Кыргызстане, например, этот день ежегодно отмечается 7 октября, ну а День гражданской авиации России традиционно отмечается девятого февраля.
День работников гражданской авиации России
Иногда этот день называют и по-другому. Праздник именуется и днём работников гражданской авиации. Хотя в некоторых странах, возможно, это два разных дня. И всё же напомним, что праздновать его могут в разные даты в разных странах. Так, день работников гражданской авиации в Беларуси, к примеру, отмечается в ноябре, в его первое воскресенье. В Азербайджане - второго июня.
Что касается России, то в 2013 году был подписан Указ Президента РФ "О дне работника гражданской авиации". В данном документе указано, что профессиональный праздник, именуемый "День работника гражданской авиации", установлен и будет отмечаться 9 февраля. Данный документ был опубликован 15 февраля. Согласно установившейся традиции, в этот праздничный день все службы и лётный состав получают поздравления, а также приходят на работу либо отправляются в рейс в парадной форме. И хотя этой дате придаётся большое значение, данный праздник не добавляет нам ещё один выходной. На работу все выходят строго по графику.
Другие праздники, связанные с авиацией
С ней связано ещё немало праздников. Возможно, некоторые нам и неизвестны. Быть может, где-то в далёких странах есть даже праздник под названием "День пилота гражданской авиации", кто знает. Но мы упомянем лишь о нескольких известных датах.
К примеру, 23 декабря, когда Новый год уже на носу, празднуется день Дальней авиации. А вот в первый день более тёплого месяца, июня, отмечается день Военно-транспортной авиации. Чуть позже - семнадцатого июля - празднуется день Морской авиации, а жарким августом, 12-го числа, отмечается день Военно-воздушных сил Российской Федерации. И последняя дата, которую традиционно отмечают уже очень давно - август, а точнее, его первое воскресенье. Праздник этот именуется днём Воздушного флота. Не жизнь у нас, а сплошной праздник, однако...
Общество может обойтись без авиации и самолётов. Но без них не выйдет быстрого перемещения из одной точки страны в другую. А на дорогу от Москвы до Владивостока уйдёт половина отпуска. Гражданская авиация способна оперативно привезти лекарство и вакцину, доставить спасателей в зону землетрясения, транспортировать скоропортящиеся продукты. В России авиация нужна особенно — ведь её просторы и расстояния огромны!
Достойный труд
Лётчик — это одна из самых сложных профессий. Необходимо крепкое здоровье, светлая голова, сообразительность и идеальная координация движений. А ещё важны серьёзные знания физики, механики, аэродинамики. Пилот самолёта — это хладнокровие, спокойствие и полная уверенность в себе. Авиация не ограничивается лишь командой лётчиков и стюардесс. Это целая отрасль народного хозяйства, в ней работают диспетчера, механики, заправщики, метеорологи, электронщики, конструктора самолётов. Эти люди заслуживают уважения и почёта. И у них должен быть свой профессиональный день.
История появления
Эпоха СССР оставила нам традицию отмечать профессиональные даты. В 1923 году первое в мире государстве рабочих и крестьян создало авиацию. Случилось это девятого февраля. Именно девятое число стало профессиональным днём лётчиков и обслуживающего персонала. Учредил день Совет Труда и Обороны. Его указ «Об организации авиационного Совета» стал основой для ежегодного празднования. С 1979 года по 1988 год каждое второе воскресенье последнего месяца зимы гуляли День Аэрофлота. У лётчиков РФ есть ещё и общая дата — «День авиационного флота РФ». Его празднуют каждое третье воскресенье последнего месяца лета (в августе). Существует ещё Международный день авиатора: 7 декабря.
Как гулять?
День гражданской авиации не является государственным праздником высочайшего уровня (типа 9 Мая или 8 Марта). Это не выходной день, нет традиции устраивать парад и праздничный салют. Но первые лица страны часто обращаются к авиаторам, поздравляют их с торжеством. Их речи просты и понятны: в них желают добра и благополучия, обещают максимум внимания и финансирования воздушному транспорту. Основные мероприятия пройдут в лётных коллективах. Начальство обязательно устроит крутую корпоративную вечеринку с приглашением звёзд эстрады или кино. Рядовые работники отметят более скромно, но весело. Ничего страшного, если веселье будет организовано дома.
Наши ожидания
В 2018 году праздник пройдёт по всем нормам и правилам. Тематика многих программ по телевизору будет соответствующей. Советский кинематограф снял множество интересных лент, которые можно смело крутить по центральным телеканалам:
- «Экипаж».
- «Мимино».
- «Кандагар».
- «Валерий Чкалов».
- «Поэма о крыльях».
Редко без самолётов обходятся крутые голливудские боевики. Про самолёты и работников гражданской авиации спето много песен. Достаточно вспомнить «Стюардессу по имени Жанна» или «Под крылом самолёта».
Удобно то, что 9 февраля в 2018 году — пятница. После вечеринки два выходных дня. Хотя большинство работников авиалиний трудится по особому графику, который не признаёт праздников и выходных дней. Даже новогодняя ночь — рядовой рабочий день. И совсем не важно — какого числа День гражданской авиации. Любой лётчик или авиадиспетчер достоин внимания и уважения к себе в течение всего года. От наших добрых и тёплых слов будет зависеть жизнь сотен людей.
Если Вы любите и цените своего авиатора, то не стоит ждать середины февраля, когда наступит праздник. Делайте небольшие презенты и сюрпризы по любому поводу. В качестве доступного поздравления можно использовать ролик:
На эпиграф:
В День авиации, друзья, за лётчиков пьют стоя, удачи, мира и добра, чтобы не знали горя!
История возникновения праздника такова. В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела равных себе.
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:
1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
17 января 1921 г. - принят первый советский законодательный акт по авиации - Декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».
1 мая 1921 г. - открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков (обслуживалась старыми самолётами «Илья Муромец»).
1 мая 1922 г. Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).
9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации.
8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил РККА, проводило Всесоюзные планерные соревнования в Крыму.
17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.
3 сентября 1923 г. - В.И.Ленин и Н.К.Крупская внесли шесть личных червонцев золотом в АО «Добролёт» для покупки пассажирского самолёта Юнкерс Ю-13 «Правда».
23 января 1927 г. - образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ (с 1951 -ДОСААФ СССР, с 1991 - РОСТО).
20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище (с 29 августа - Московский авиационный институт).
26 июня 1930 г. - под Воронежем под руководством Л.Г.Минова началась первая в СССР массовая подготовка парашютистов для выполнением прыжков с самолёта. Этот день считается днём рождения советского парашютного спорта.
В ноябре 1932 года командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис
внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах»
Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.
Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.
Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».
Так, с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. Этот праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.
День Воздушного Флота СССР праздновался ежегодно 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 г.).
В 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились.
Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.
Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДАСААФ.
Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).
Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились по одному сценарию.
Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.
Официальная часть открывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.
С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.
Сегодня гражданская авиация – важнейшей составляющая единой транспортной системы. Гордостью нашей страны являются высококлассные летные экипажи, специалисты наземных служб, работники аэропортов, обеспечивающие комфорт и безопасность полетов.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Выбранная дата имеет символическое значение. В 1923 году открылась первая авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Это событие побудило к созданию Всероссийского общества добровольного воздушного флота «Добролет». Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. И уже 9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения гражданской авиации в нашей стране.
В 1932 году в СССР был утвержден специальный флаг гражданской авиации и введена форменная одежда и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, - «Аэрофлот».
Кстати, с 1979 по 1988 годы во 2 воскресенье февраля отмечали День Аэрофлота. Сегодня все воздухоплаватели страны - представители как гражданской, так и военной авиации - празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в 3 воскресенье августа, а 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации.
В современной России чествования на официальном уровне берут начало после издания Указа Президента России Владимира Путина от 9 февраля 2013 г. № 98 «О Дне работника гражданской авиации».
КТО ПРАЗДНУЕТ
В этот день в России чествуют заслуженных деятелей гражданской авиации, вручают им подарки, грамоты, дипломы. Чиновники правительства РФ направляют благодарности, письма, выступают с речами и заявлениями. Представители авиаслужб говорят об актуальных проблемах и способах их устранения. Проводятся занятия по повышению квалификации. Устраиваются празднования в кругу сотрудников авиакомпаний. Коллеги обмениваются подарками, тостами. Ветераны делятся воспоминаниями о полетах. На телевидении и радиостанциях транслируют тематические передачи. Информационные ресурсы публикуют материалы об отрасли, техническом персонале, журналисты рассказывают о важных событиях.
О ПРОФЕССИИ
Сотрудники гражданской авиации обеспечивают перемещение пассажиров и грузов воздушным транспортом. Они выполняют задачи сельскохозяйственного, исследовательского, медицинского, развлекательного назначения. Путь в профессию начинается с получения профильного образования. Студент осваивает необходимые знания и навыки. К работникам предъявляются строгие требования на знание материальной части и норм обслуживания.
Профессия относится к категории опасных для здоровья и жизни в связи с большими стрессами, возможными авариями, специфическими условиями труда. Сотрудники компаний-перевозчиков выходят на пенсию раньше, в связи с опасностью работы.